В Ачинске ушла на пенсию единственный врач-гастроэнтеролог
Накануне врачи Ачинской МРБ проводили на заслуженный отдых свою коллегу – заведующую отделением гастроэнтерологии Зинаиду Александровну Рябкову, посвятившую медицине полвека. Эта женщина – не просто высочайший профессионал своего дела, но и очень душевный человек, в чьих глазах до сих пор читается интерес и к профессии, и к жизни. Она – одна из рекордсменок ачинского здравоохранения: работала до 81 года!
После десятков тёплых слов, вручения цветов и подарков, мы поговорили с Зинаидой Александровной о том, почему для врача важно иметь хорошую интуицию, как со временем меняется отношение врачей друг к другу и почему отделение гастроэнтерологии – одно из сложнейших.
— Зинаида Александровна, вы были единственным гастроэнтерологом на весь Ачинск. Кто после вашего ухода на пенсию займётся лечением пациентов с болезнями органов пищеварения?
— Мне есть на кого оставить отделение. Несколько месяцев назад к нам пришла Галина Михайловна Курбатова – ответственный, молодой и энергичный врач. Раньше она работала в ЖД-больнице терапевтом. Как могла – учила её, подсказывала. Она очень старательная, и я верю, что у неё всё получится.
— Почему именно в гастроэнтерологии случился настолько сильный дефицит кадров, почему врачи не хотят работать именно по этой специализации?
— Не знаю… Почему-то так повелось, что гастроэнтерология сама по себе не очень заметная профессия, не прибыльная. Модно сейчас быть кардиологом, а быть гастроэнтерологом – не модно.
— Но раньше, когда вы только начинали работать, такой нехватки врачей не было…
— Работать в медицине сейчас сложнее,врач стал очень доступен для битья.
— А почему вы в своё время выбрали гастроэнтерологию?
— Сначала я вообще выучилась на акушерку и три года отработала в роддоме. А в 1973 году появилась интернатура, и я стала одним из первых интернов. Доктор, которая до меня заведовала отделением гастроэнтерологии, уехала. Тогда врачи – Заславская, Каминская, Зубкова – почему-то решили предложить должность мне. А я в то время, кроме работы здесь, сидела на приёме в поликлинике за инфекциониста. Но на предложение коллег дала согласие, думая, что это временно. А это «временно» растянулось на 50 лет.
— Когда вы начинали, не было всех этих высокотехнологичных исследований – КТ, МРТ, УЗИ, ФГС…
— Да, был только рентген-аппарат. Зато врачам нужно было думать своей головой. А у меня ещё и врачебная интуиция хорошо работала. Но и без знаний было никуда. Где я только их ни получала: и в Тбилиси ездила, и в Харькове была, и в Санкт-Петербурге. Вообще, для каждого врача очень важно учиться, причём всю жизнь. Знаете, я десять лет не читала художественной литературы – только книги по медицине. Врач, который не учится – плохой врач. И у старших коллег нужно обязательно перенимать опыт. Ведь тех знаний, которые дают в институте, в работе оказывается недостаточно.
— Сколько сейчас коек в вашем отделении?
— Когда-то было 90, но с каждым годом их становилось всё меньше и меньше – сейчас всего 30.
— Этого количества хватает на всех больных?
— Периодами: когда-то хватает, а в другой раз и нет.
— А сезонность у заболеваний пищеварительного тракта существует?
— Конечно. Как правило, обострения выпадают на межсезонье: весну и осень.
— Ваше отделение принято считать одним из самых сложных, ведь к вам везут в том числе больных с отравлением алкоголем. Порой такие пациенты прибывают, мягко скажем, не в очень нормальном состоянии…
— Так и есть, население-то у нас, к сожалению, выпивающее. Раньше, когда не было реанимации, всех отравленных везли в гастроэнтерологию и токсикологию. То есть у нас и отравленные суррогатами, и отравленные угарным газом пролечивались. Помню, как-то поступили к нам сродные сёстры: одной – 24 года, а второй – 17. Они топили дома печь, рано закрыли трубу и легли спать. Привезли их в очень тяжёлом состоянии. Реанимации – нет, барокамеры – тоже… Пришлось делать переливание крови. Ну ничего, спасли. А их мать, такое совпадение, работала у нас в поликлинике сторожем, у неё не было руки. Думала про себя: умрут дочери – как же она без них-то останется?
— К смертям за столько лет работы можно привыкнуть?
— Нет, к этому невозможно привыкнуть. За каждого больного врачу нужно отвечать. Бывает пациентов жалко до слёз – как своего родного человека.
— Люди сейчас болеют чаще или реже?
— К нам в отделение поступает много пожилых людей с малокровием, с низким гемоглобином. Проводим обследование – все показатели в норме. Предполагаю, что это может быть связано с плохим питанием. Спрашиваю у бабушки: «Кушаешь мясо?». Говорит, что редко, и в основном курицу. То есть железа в организме мало, отсюда и хронические железодефицитные анемии.
— Зинаида Александровна, всем известно, что пациенты бывают разные. Как вы находите подход к больным?
— Я никогда не вступаю с ними в перепалку. Бывает, заглядывает больной в кабинет, начинает кричать. А я с ним разговариваю спокойно и тихо. И человек тоже успокаивается. Но это, признаюсь, сложно. Иной раз такой пациент выйдет за дверь, а ты ещё какое-то время в себя прийти не можешь. Знаете, мне кажется, сейчас люди вообще другие стали: не больные, а вообще все. Обратите внимание на прохожих на улице, на их выражения лиц. У них такой вид, как будто все идут на войну.
— Может просто потому, что жизнь сейчас – сложная?
— Не знаю – может и так… Но я эти изменения замечаю даже по отношению коллег друг к другу. Приведу пример, хоть он и давний: моему родственнику в Новобирилюссах прооперировали аппендицит, а его всё вздувает и вздувает. Прошу Давида Соломоновича Каминского: «Давай съездим посмотрим?». Он соглашается: провёл операцию, и мы вечером выехали. Вернулись уже под утро, и Давид Соломонович как ни в чём не бывало пошёл на работу, хотя всю ночь накануне не спал.
— По работе будете скучать?
— Наверное, уже нет – все ресурсы своего организма я исчерпала. Ещё несколько лет назад хотела уйти на пенсию, даже дом в Преображенке купила. Но коллеги каждый раз, когда писала заявление, уговаривали остаться. Дома всегда найдётся, чем заняться, а мыслям нужно дать отдохнуть
Редакция газеты «Город «А» поздравляет Зинаиду Александровну с выходом на заслуженный отдых. За её плечами – огромный опыт, добрые слова коллег и тысячи благодарных пациентов. Желаем крепкого здоровья на многие годы вперёд!
Большущее спасибо Вам Зинаида Александровна. Здоровья, долголетия, преданных друзей и отличного настроения!!!