22.11.2024

Через всю жизнь…

Мы продолжаем серию публикаций – глав из книги Татьяны Игнатовой «Юность комсомольская моя», посвящённой истории этого движения в нашем городе. Сегодня на страницах газеты – воспоминания начальника штаба Краевой ударной комсомольской стройки АНПЗ, заслуженного учителя России Александра Жадана.

«Так получилось, что комсомол прошёл практически через всю мою жизнь… В школу я пошёл почти в 8 лет – мама пожалела, так как был маленький, худенький, и день рождения ко всему в октябре. Учился в школе на «четыре» и «пять», но был гонористым мальчишкой. В нашем классе таких переростков было двое, накануне Дня комсомола в 6 классе классный руководитель без предупреждения объявила, что выдвигает наши кандидатуры от класса для вступления в комсомол. Я тут же поднялся и заявил, что не готов себя считать комсомольцем. «Ты понимаешь, что говоришь? Ты у меня ни 8 класс не окончишь, ни в 9 не попадёшь». И эта позиция определила моё позднее вступление в ряды ВЛКСМ.

В мандатной комиссии военкомата увидели мою выписку из аттестата и характеристику и спросили: «Почему не комсомолец?» (А нас готовили к службе либо в Чехословакии, либо в ГДР), и тут же дали задание пойти в райком комсомола и вступить в ряды ВЛКСМ. В райкоме был задан вопрос: «В чём разница между Н. С. Хрущёвым и Л. И. Брежневым?» Получив правильный и полный ответ, меня поздравили, и я уехал служить в Группу советских войск Германии уже комсомольцем. Два с лишним года срочной службы дали мне опыт: солдатской службы, участия в комсомольских собраниях, выполнения своих служебных обязанностей, встреч с немецкой молодёжью – всё это осталось в самых светлых воспоминаниях.

Тяжело было служить первые полгода: дедовщина процветала, плюс далеко от Родины. В армии в личное время серьёзно готовился к вступительным испытаниям в институт. И как результат – три «пятёрки», одна «четвёрка», плюс хорошая характеристика, в МИСИ меня назначили общественным деканом строительного факультета.

Окончил институт в 1977 году и приехал вместе с другом Александром Онищенко в СУ-17 ордена Трудового Красного Знамени треста «АчинскАлюминстрой» («ААС») мастерами строительных участков. Через полгода нас перевели на строительство Ачинского нефтеперерабатывающего завода. Я был назначен прорабом во вновь созданной СУ-82 треста «ААС».

Через некоторое время в управление с Н. Г. Гавриловым пришло несколько человек. Решено было на базе этих парней создать комплексную бригаду. В управлении создали комсомольскую организацию, и меня избрали её секретарём.

На стройках ГлавКрасноярскСтроя активно развивалось социалистическое соревнование, тон задавали комсомольско-молодёжные бригады. С руководством управления было решено на базе бригады Гаврилова создать комсомольско-молодёжную бригаду, в которую направляли как членов ВЛКСМ, так и беспартийную молодёжь. Через некоторое время по результатам работы мы приняли несколько человек из этой бригады в комсомольскую организацию СУ-82. Бригада отличалась хорошей дисциплиной, высокой производственной культурой как на стройплощадке, так и в строительном городке. Также в бригаду приняли несколько условно осуждённых ребят. Вопросы воспитания и наставничества стали обязательными. Главным для руководства управления было – выполнение и перевыполнение плановых заданий. Мы строили монолитные фундаменты, вели монтаж двухветвевых многотонных колонн на пускопиковую котельную и АНПЗ, строили эстакады под трубопроводы на ЛК-6 УС. Главным показателем работы бригады считалась выработка с обязательным соблюдением качества строительно-монтажных работ с оценкой не ниже «хорошо». С момента создания – весь 1978-й и первый квартал 1979 года бригада Гаврилова была лидером в тресте «ААС» и также занимала призовые места по ГлавКрасноярскСтрою. Хорошая заработная плата, прекрасная атмосфера в молодёжном коллективе, обучение смежным профессиям членов бригады, общественная работа – дежурство в ДНД, участие в спортивных соревнованиях – вывели бригаду и управление СУ-82 в одни из лучших по тресту ААС.

Работали с продлёнками: основной костяк трудился 8 часов, несколько человек оставались ещё на 4 часа дополнительно. Лето и зима давали возможность максимально «выкладываться». АНПЗ стоит, как и Санкт-Петербург, на сваях и на болотах, поэтому весной и осенью завезти многотонные колонны для монтажа было проблемой. Кран мог двигаться только по железобетонным плитам, которых было всего несколько штук. Так, «подкладывая под себя», кран добирался до машины, чтобы разгрузить строительные материалы.

В апреле 1979 года от СССР было решено направить предолимпийский круиз в Японию («Корабль дружбы»). На корабле собралась молодёжь из Москвы, Ленинграда, Казани, Красноярского края, в основном комсомольцы-передовики производства. Вместе с нами из Находки плыла сборная СССР по художественной и спортивной гимнастике, из Югославии – чемпионы Европы по баскетболу, сборная Чехословакии – чемпионы Европы по волейболу, молодёжный танцевальный ансамбль Хабаровского края и другие. Впечатления, полученные от общения с коллегами, другими членами делегации, экипажем корабля, остались на всю жизнь. Только благодаря комсомолу в моей жизни состоялась такая удивительная поездка.

Работая прорабом и являясь неосвобождённым секретарём комсомольской организации, я периодически встречался в комитете комсомола треста «ААС» с другими секретарями КО, там мы и познакомились с моей будущей супругой Натальей Десницкой – секретарём комсомольской организации аппарата управления треста «ААС». В ноябре 1979 года состоялась наша комсомольско-молодёжная свадьба. В том же 1979 году мне предложили возглавить штаб краевой ударной комсомольской стройки АНПЗ. Организация соцсоревнования комсомольско-молодёжных коллективов СУ-36 Г. Турдзеладзе, СУ-39 Р. Гончарова, СУ-82 Н. Г. Гаврилова, треста «ААС», АМУ «СТМ» П. Сухинина и В. Григоровича, АМУ «СВЭМ» В. Гральхольского, отражение их работы в комсомольском прожекторе, печати, участие в штабах по строительству завода, организация субботников – вот неполный перечень вопросов, которыми приходилось ежедневно заниматься.

Позитивный настрой, юмор, молодость, самоотдача, желание сделать хорошо и в короткие сроки – всё это было присуще этим комсомольско-молодёжным коллективам. Безусловно, поддержка этих коллективов была и со стороны руководства управлений, и партийных организаций. По сути это была гвардия на строительной площадке. Поэтому применение новых передовых методов строительного производства опробовалось прежде всего на КМК. Бригадный подряд, распространяемый тогда в стране, был внедрён и в этих коллективах. Не всё получалось гладко: не хватало техники, были перебои со стройматериалами, низкий профессиональный уровень вновь поступающих рабочих и др. На заседаниях штабов по строительству АНПЗ эти вопросы постоянно поднимались на самом высоком уровне. А что касается профессиональных кадров, ответ был один: «Зеков дадим, а других нет. Учите!» Среди условно освобождённых и условно осуждённых было мало строителей, поэтому учили всех становиться плотниками-бетонщиками, каменщиками, штукатурами. Некоторые ребята после освобождения оставались в бригадах – видели дружные молодёжные коллективы и перспективу.

Хочу отметить что тот отрезок жизни, который был связан с комсомолом, пришёлся на период становления, максимальной отдачи и большого стремления стать профессионалом в своём деле, иметь активную жизненную позицию.

Так что же мне дал комсомол? Система планирования, контроля принимаемых решений, подбор кадров как рабочих, так и ИТР, изучение деловых и личностных качеств работников – всё это пригодилось в дальнейшем, когда я уже стал работать заместителем начальника СУ-28, главным инженером этого же управления на завершении строительства первой очереди АНПЗ. Поиск оптимальных решений, концентрация внимания на целевых задачах, стоящих перед коллективом, – это уже в строительном техникуме, когда из года в год на протяжении более 30 лет как перед собой, так и перед педагогическим коллективом, приходилось ставить и успешно их решать.

И мне кажется, мой отказ от первого предложения вступить в ряды ВЛКСМ дал мне «промывку мозгов» (для чего?). Комсомол был резервом партии, и все процессы, происходившие в ней, как в зеркале, отражались в этой прекрасной молодёжной организации.

Да, возможно, в то время общество подвергалось излишней идеологизации, но нашей современной молодёжи сейчас также нужна идеология ценностей, идеология патриотизма, которая будет главным ориентиром в жизни».

Автор