Макар Кузьмич Коротин родился в 1874 году в деревне Судосеево Симбирской губернии, и там же через два года – его будущая жена Варвара Сергеевна.
Столыпинская реформа привела эту семью в незнакомую, холодную Сибирь. Ехали долго – в вагонах-теплушках. К тому времени в семье уже было три сына, старшему из которых – 13 лет. Доехали до Чулыма (железнодорожного моста не было), остановились, огляделись и выбрали деревню Курбатово. Дело шло к зиме: пришлось рыть землянку. Кое-как обиходились.
Ребятишки ходили по миру. Макар снарядился с извозом – доставлял рыбу на базар в Ачинск. Зима то была строгая. Весной разработали огород, соседи помогали, потому что видели: семья – работящая, живёт дружно. Народилось ещё четверо ребятишек – трое сынов и дочка. Последнего Варвара родила в хлеву. Дело то как было. Приехали мужики с обозом, а у неё схватки. Где, как рожать? Вот она и вышла в хлев. Ребёнок родился и ударился головой о пол. Кое-как обработалась и пришла в землянку. А там встречают – ушла одна, а пришла с дитём.
Мальчонка рос хилым, ничего не ел, колупал глину со стенок. Однажды в деревне появился ходок. Тогда много люду по Руси ходило. Увидел ребёнка, стал спрашивать – что да как? Варвара и рассказала ему всё. А дед и говорит: пойди в город к заутрене, встань под колокол и крепко держи мальчонку. Варвара так и сделала. Когда колокол ударил в первый раз, он чуть не вылетел у неё из рук. Второй – потише. Так и затих. Потом встрепенулся, огляделся, стал у нищих хлеб брать, а было ему уже три года. А ведь вырос из него бравый солдат.
Во время революции и гражданской войны Макар и два сына – Спиридон и Дмитрий – ушли в партизанский отряд Щетинкина. Казаки свирепствовали в деревнях, жгли дома, плетьми пороли женщин и детей – где партизаны? В деревне Красновке на Чулыме зимой расстреляли Макара, Спиридона и Дмитрия вместе с другими мужиками. На том месте долго стоял памятник, сейчас он стоит в Курбатово. На нём перечислены имена всех деревенских партизан.
В Великую Отечественную войну на фронте погибли ещё два сына – Михаил и Иван. Андрей и Лёня пришли ранеными. Их имена высечены на мемориале «Скорбящая мать». С ними – ещё их племянник Николай (отец моего мужа). Так что имена ещё троих Коротиных увековечены. Похоронку на Николая я отдала в музей – она хранилась у нас 72 года вместе с фотографией.
Военная династия семьи продолжалась. Внук Николая Сергей выполнял интернациональный долг в Афганистане. В звании старшего лейтенанта имеет медаль Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Вот так сложилась судьба членов большой русской семьи. Сегодня внуки и правнуки помнят своих предков. Разъехались по всей России, по родной стране, общаются друг с другом.
А Варвара Сергеевна прожила 96 лет. Эта совершенно неграмотная женщина – мать, добрая, но суровая по характеру, перенесла всё горе, злобу, нищету того времени, как и многие другие русские матери, которые точно верили в счастливое время своих детей, внуков, в их лучшую жизнь.
Об этом сейчас много пишут, говорят, но постепенно всё забывается. И только по великим дням, большим датам мы вспоминаем о том времени, о тех людях, о родных и близких. Хочется, чтобы русская святая светлая память жила самые долгие времена.
Анна Григорьевна Коротина
Фото: stroiteh-msk.ru
Тоже стоит почитать
Влюблённая подала в суд на ачинца, который её бросил после первого секса
В Ачинске почтили память сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга
Открытые сердцем: в ачинской полиции продолжается акция доноров крови и её компонентов