28.04.2024

Рабочий класс

Аллилуйя! Государственная дума в кои-то веки приняла закон, от которого не хочется плеваться, а хочется поддержать обеими руками: депутаты разрешили учителям привлекать школьников к общественно полезному труду, не спрашивая при этом мнения родителей.

Даже удивительно, как при такой озабоченности запретом на сбор валежника и вопросом, нужно ли менять пол трансгендерам, у них нашлось время для действительно важного и нужного законопроекта.

Хотя речь даже не идёт о работе как таковой. Новый закон позволяет привлекать учеников (причём только старше 14 лет) лишь к высадке деревьев и цветов, оформлению кабинетов к мероприятию, помощи библиотеке или школьному музею.

Ну хоть что-то.

Дело это, я считаю, вполне богоугодное. В советские времена участие в школьных делах было само собой разумеющимся. Мы дежурили по классу – мыли полы и парты, поливали цветы. Летом проходили трудовую практику – сажали овощи на пришкольном участке, разбивали клумбы, пололи грядки. Осенью заклеивали окна, весной собирали берёзовые почки. А зимой на уроках труда, представляете какой ужас, даже чистили от снега дорожки.

Не хочется ударяться в морализаторство, но наши родители вообще каждую осень ездили на колхозные поля копать картошку или собирать кабачки. В ежегодной битве за урожай они становились однополчанами работников сельхозпредприятий, и никто от этого не умер.

Работали наши родители, работали мы, и ничего зазорного в том не видели. Наоборот, в этом была даже какая-то романтика и гордость, что в большом и важном деле есть и твой вклад.

В какой момент всё пошло не так? С каких пор работа руками, пусть даже детскими, стала делом постыдным? Понятно, что когда сгинули колхозы, отпала и необходимость им помогать. Но в школах-то, в школах? Почему нельзя помыть полы в классе? Почему нельзя протереть пыль на полках? Почему теперь, стоит учительнице только заговорить про труд, тут же поднимается вой: «Люди добрые, что же это делается! Любимое дитятко, кровиночку заставляют работать!».

Вот и не жалуйтесь тогда на поколение детей-потребителей, которые бесплатно не скажут родной мамаше сколько времени. Не охайте и не ахайте, что молодёжь – сплошные лодыри, которые не желает получать рабочие специальности, поэтому на заводах – жуткий дефицит кадров. Не удивляйтесь и разгулу вандализма – ведь чаще всего это творят далеко не взрослые дяденьки и тётеньки, а их детки. Курочат спортплощадки, ломают деревянные лавочки, переворачивают урны. Рядом с редакцией находится Сквер металлургов – так там чуть ли не каждую неделю приходит в негодность фонтан, потому что деточки запихивают в него резиновые воздушные шары. А мамочки стоят и с равнодушным видом взирают на чадо, вместо того чтобы дать ему ладошкой по известному месту, ну или хотя бы словом одёрнуть.

Привлечение детей к труду – естественный процесс. Это вам любой педагог и психолог скажет. Главное – чтоб по силам было. И оттого, что кто-то выроет лунку и посадит туда цветочек, ничего страшного не случится. А случится красота и уважение к чужому труду.

Ведь не зря говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое.

Глядишь, так скоро и к советской системе образования вернёмся.

Автор