Разговариваем с человеком, который проводит больше половины месяца в дороге
У многих слово «дальнобойщик» ассоциируется с мужчиной крепкого телосложения, обязательно в татуировках, кабина его автомобиля сплошь заклеена фотографиями красивых женщин. Однако такая «романтика» канула в лету, и мы развеем ваши представления об этой профессии. Знакомьтесь – Артём.
— Артём, сколько занимаешься «дальнобоем»?
— Не могу назвать себя прямо дальнобойщиком, хотя пять лет ездил на фуре с открытой «телегой» (машина была старенькой, и смысла пускаться на ней в далёкий путь не было), возил металлоконструкции на небольшие расстояния – Томск, Омск, Красноярск, Канск, Хакасия, Кызыл, Абакан, доезжал до границы с Казахстаном. Сейчас я скорее «бензовозчик» (Улыбается.): перевожу дизельное топливо в отдалённые районы края, часто на север, в глушь, в тайгу – Богучаны, Северо-Енисейск. То есть за неделю могу сделать всего один рейс.
— Опиши один день своего рабочего графика.
— Заправляюсь всегда на ачинском НПЗ, приезжаю утром или днём, стою в очереди – жду заправки. Заправляют всегда к ночи. Опломбировался, документы на груз получил, колёса осмотрел и поехал в рейс. Совпадает с тем, что мне нравится работать ночью.
— Почему?
— Тихо, спокойно, машин на трассе мало.
— Почему так долго ждёшь заправки?
— Много машин приезжает. Причём подрядчики завода, не стесняясь, прямиком идут к логисту, подают документы, их оформляют – и всё, едут к наливникам заправляться. Бывает, попадаются пацаны с пониманием, не барагозят – тогда идём через одного. А мы-то работаем от другой компании, некрупного частника. Но у «Роснефти» и график другой: например, дали наряд сделать пять рейсов, вот они и идут без очереди, чтобы выполнить план. Но хочу сказать, что договориться получается всегда.
— Курьёзные случаи бывали? Может, драки?
— В дороге. Например, стоим в пробке из-за какой-нибудь «черепахи». Мне положено ехать 90 км/час, а впереди едет «москаль» – 60 км/час, хозяин так сказал, и его не волнует, что он задерживает поток. Говоришь ему (а мы все общаемся по рации): «Братишка, уступи дорогу, расширение будет – прижмись где сможешь». Он – в отказ, тогда договариваемся «выйти поговорить».
— Сколько в среднем по времени ты едешь непрерывно?
— Мы ездим по карточкам – на ней все данные твоего рейса: сколько проехал, сколько отдыхал, во сколько заправился. Когда вставляешь её в тахограф и запускаешь двигатель, начинается отсчёт рабочего времени. Например, тебе по норме надо проехать 10 часов и уйти на отдых, иначе –переработка, за которую штрафуют на немалые суммы.
— Какие?
— До 250 тысяч рублей. Но вот время на исходе, а стоянки, подходящей для ночёвки, нет. Ну и едешь до ближайшего пункта с кафешкой, до того же Новосёлово, чтобы безопасно встать. А бывает ещё, остановят на посту и просят распечатку с тахографа, а там – всё. Могут ещё оштрафовать и по этим данным, так что лучше не нарушать.
— Начальство разрешает работать ночью?
— Его в известность об этом не ставлю. Если мне нужно ехать в ночь, перевожу время на тахографе, и получается, что еду днём. Не вижу в этом ничего криминального, свою работу же я выполняю.
— «Хитрушки» какие-то есть в работе?
— Например, стою в пробке, а время рабочее идёт, нажимаю кнопку «Два стульчика» – это типа аварийки, и отсчёт ставится на паузу. Дополнительно нам даётся два часа на аварийные случаи.
— Артём, я слышала, что некоторые водители ездят в рейсы с женой – что скажешь об этом?
— Да, нередко встречаю такое. Но в основном это люди или бездетные, или уже в возрасте. Муж, например, отправляется из Москвы в Улан-Удэ – путь неблизкий же, ехать две недели, ну и жена с ним: Россию посмотреть, да и подмога – где-то колесо подержала, где-то ключ подала.
— А девушки-дальнобойщицы бывают?
— У нас в регионе таких нет. А вот когда на фуре работал, на стоянках частенько встречал московских девчонок. Истории у них обычно такие: батя научил водить, или сам на фуре работал. «Зачем мне в школе домоводство? – размышляют они. – Я лучше пойду с пацанами трактора изучать». Сейчас не опасно ездить: на каждом шагу автосервисы, у всех телефоны, интернет – информации в доступе неограниченно. Позвонил – заказал, тебе привезли запчасти, сделали прямо на дороге.
— А если связи нет и сломался в пути?
— Ну, 112 работает в любых условиях, плюс мы все под системой ГЛОНАСС/GPS, наше местоположение отслеживается. В новых машинах есть кнопка «SOS» – так что помогут в случае чего абсолютно всегда.
— Девочек по вызову на трассе часто видишь?
— Везде они стоят. И причём абсолютно разного контингента – по цене, возрасту, внешности, есть даже беременные – в основном в Красноярске. В Барнаул катался – там девочки работали недалеко от поста ГИБДД. Я как-то стоял там сутки и наблюдал картину: одна худенькая – к ней часто машины подъезжали, а вторая немного полновата – у неё клиентов было, видимо, меньше. И вот между ними драки случались, вторая первую даже палкой пыталась бить.
— Откуда знаешь про цены на услуги? Назови конкретные цифры.
— У нас же есть своя радиоволна, все общие переговоры в доступе: мужики увидят девочек и обсуждают – что, где, почём, так и слышишь. В Красноярске час – от 1500 рублей и выше. А в Новосибирске, когда работал на фуре, цены были от 2500 рублей. Вообще я не осуждаю девчонок – каждый зарабатывает на жизнь, как хочет.
— Что запомнилось из твоих поездок?
— Встречи с медведями. Поскольку езжу через тайгу, то повстречать косолапого – очень типичная ситуация. Однажды по пути в Северо-Енисейск, на подъезде к Епишино, смотрю – пробка. Думаю, странно: люди из машин не выходят, как обычно, если кто-то сломался. Подъезжаю ближе: на обочине дороги сидят три медведя, на вид не сильно взрослые. Видимо, что-то стало с их мамкой, и они не успели научиться добывать себе еду. Вышли к людям, а тут – кто пряник, кто кусок хлеба даст. Так делать нельзя. Добром это не кончится. В другой раз мишка вышел на встречную полосу, я остановился, он обошёл машину, подошёл к двери – знает, где открывается! Но ни с чем ушёл. Встречал я как-то и «нормальных» медведей – завидев машину, поспешили скрыться.
— Как относится семья к твоей работе?
— У нас как: если зарабатываешь нормально, то отлучки терпимы, а если мало – лучше работай в городе. С пониманием относится. Ждут.
— Какая зарплата у дальнобойщика?
— В среднем около сотки в месяц. Поэтому меня всё устраивает.
— Артём, какой у тебя стаж за «баранкой»?
— Более десяти лет. У меня есть образование сварщика, и делаю я своё дело хорошо – до сих пор зовут на работу. Но сидеть на одном месте и заниматься сваркой – это не для меня. Моя радость – это движение, природа, новые города, ты и на людей смотришь, и себя показываешь, и тебе ещё за это деньги платят. Работу менять не планирую.
Мечта есть?
— Построить дом, разбить огород, и чтобы любимая семья – рядом.
Фото: logistall.ru
Тоже стоит почитать
Тайны больше нет: интервью с сотрудницей детективного агентства
Ни хвоста, ни чешуи!
«Люди перестали держаться за свои рабочие места, даже с хорошей зарплатой и условиями труда»