С 1 сентября 2020 года в России разрешён внесудебный порядок признания граждан банкротами. Основное преимущество такой процедуры в том, что процедура бесплатна для должника. Все расходы покрывает государство. От должника никаких документов, кроме заявления в МФЦ и списка кредиторов, не потребуется.
Мы нашли в Ачинске человека, который решился на банкротство чуть ранее вступившего в силу закона. Свою историю Татьяна рассказывает нам неохотно, считая, что тут нечем гордиться…
— Расскажите, как вы попали в долговую яму? Сколько накопили долгов?
— Накопить долги – дело нехитрое, это очень затягивает. Я бы даже сказала, не долговая яма, а долговое болото. К моменту принятия решения о банкротстве наш с мужем долг составлял 1,5 миллиона рублей.
— У вас только по кредитам были долговые обязательства?
— Да, кредиты и кредитные карты. Сначала один кредит берешь, исправно выплачиваешь. Думаешь, ничего сложного, можно ещё что-нибудь в кредит взять, берёшь ещё один, следом третий – вроде платить получается. А потом как по накатанной. Что-то случилось, какая-то непредвиденная ситуация, и у тебя в голове только один выход из положения – взять кредит. Так и накопили.
— Я слышала, «обнулить» можно не только долги по кредитам, но и другие обязательства. Это так?
— Всё верно. Списать можно долги по «коммуналке», займы. Даже частные долги, по которым есть расписки.
— Сколько в месяц вы платили по кредитам и как давно не платите?
— На кредиты уходило 80 тысяч рублей ежемесячно. Платили исправно до того момента, пока официально не подали на банкротство.
— Так вам было чем платить?
— Конечно, до этого же платили. Но когда началась пандемия, платить стало всё тяжелее и тяжелее. Очень выручили тогда по десять тысяч «путинских». А у нас же двое детей, поэтому сумма получалась ещё существеннее. Потом приходилось постоянно занимать деньги у знакомых, а после – искать деньги, чем отдать долг. Не поверишь, я научилась жить на 10-15 тысяч в месяц. А проблемы с платежами у нас с мужем начались после того, как из-за всей этой ситуации мы два месяца просидели без работы. Тогда до конца и осознали – сами из долговой ямы не выберемся.
— Банки и коллекторы доставали звонками?
— Не то слово. Но мы от них не прятались, всегда брали трубки. Одним объяснишь, что подали на банкротство – больше не звонят. Другие орут и угрожают. Я пожаловалась на это юристу, та написала в прокуратуру, и звонки прекратились.
— А сделать реструктуризацию долга не пробовали?
— Ещё до того, как подать на банкротство, я обзванивала все банки, просила предоставить «кредитные каникулы». Ни один не пошёл навстречу, так как я официально не работала и не могла взять справку о зарплате. Можно было бы через юриста попробовать, но она сказала, что растягивать долг смысла нет – мы идеально подходим под банкротство.
— Как ты вообще узнала о процедуре банкротства?
— Я раньше особо в эту тему не вникала, но слышала, юридические лица могут объявлять себя банкротом. Полезла в интернет искать информацию – могут ли банкротиться физлица? Оказалось – могут.
— Знаю, ты обратилась в какую-то юридическую фирму…
— Сначала предложили свои услуги красноярские юристы, но ценник выдвинули просто космический – 60 тысяч рублей в месяц. При этом было непонятно, сколько вообще месяцев продлится эта процедура. Ну откуда у нас такие деньги, если платить кредиты нечем? Потом по объявлению нашли юристов в Ачинске.
— Сколько запросили здесь?
— 15 тысяч за судебное заседание. Думаю, что это вполне приемлемо.
— Какие справки нужно было представить?
— В первую очередь, все договоры с кредитными организациями. У меня одного не хватало, пошла в банк – повторное выдали без проблем. Справки с места работы – 2 НДФЛ за последние три года. Я работаю неофициально, поэтому справку брала из центра занятости населения. Кроме этого, нужны выписки всех финансовых счетов, также за три года справка об операциях с движимым и недвижимым имуществом. Ну и все стандартные – паспорт, свидетельство о рождении детей и так далее. После сбора справок юрист подала объявление в газету о планируемом банкротстве физического лица. Так мы уведомили банки. После этого дело передаётся в Арбитражный суд в Красноярске, его ведёт арбитражный управляющий, который проверяет достоверность поданных сведений. По словам юриста, дело будет длиться от трёх месяцев до года. Но долго – если есть имущество, а у нас его нет, так что, думаю, всё пройдёт быстрее. Кстати, как только дело передадут арбитражному управляющему, он возьмёт под контроль все наши счета. Нам будет оставлять прожиточный минимум, всё остальное перечислять в счёт долгов. Такая процедура предусмотрена до момента, когда нас официально признают банкротами.
— Кто не может стать банкротом?
— Тот, кто не сможет доказать, что он не в состоянии больше оплатить долг. У кого нет веских оснований не платить. Например, как у нас – ухудшилось материальное положение семьи, и мы это доказали по факту справками о зарплате. По закону, если ежемесячный доход составляет прожиточный минимум на каждого члена семьи и сверху выходит 30 процентов от основной суммы долга – ты уже не можешь быть признан банкротом. В этом случае можно сделать только реструктуризацию.
— У банкротства есть какие-нибудь «побочные действия»?
— Пять лет нельзя занимать руководящую должность. В течение этого же времени, если берёшь кредит, ты обязан уведомить банк о том, что был банкротом.
— Теперь, как я понимаю, вам не дадут ни один кредит.
— Да и славу богу. Знаешь, когда оказываешься в такой ситуации, желание брать кредиты отбивается напрочь.
Тоже стоит почитать
Тайны больше нет: интервью с сотрудницей детективного агентства
Ни хвоста, ни чешуи!
«Люди перестали держаться за свои рабочие места, даже с хорошей зарплатой и условиями труда»