09.11.2024

Минус обслуживание, плюс ремонт

Совет по контролю за ЖКХ посёлка Строителей разбирался, что входит в плату за содержание имущества дома и можно ли её уменьшить в пользу текущего ремонта?

Одна из первых инициатив нового мэра Игоря Титенкова – создание в Ачинске первичных общественных объединений по вопросам ЖКХ. Там, где преобладает частный сектор, появились уличные комитеты; в микрорайонах города – Советы по общественному контролю за ЖКХ. Одними из самых активных оказались жители посёлка Строителей. Накануне они собрались в очередной раз, чтобы обсудить проблемы отрасли.

Нормативная база ЖКХ, конечно, очень сложная. Законных и подзаконных актов такое количество, что в их хитросплетениях подчас сложно разобраться даже специалистам, не говоря о рядовых потребителях жилищно-коммунальных услуг. Поэтому на встречу пригласили представителя управляющей компании Оксану Хореву, руководителя местного Стройнадзора Ольгу Слободян, заместителя прокурора Дмитрия Чиркова, депутата по округу Светлану Трофимову. Председатели домкомов лишь сокрушались, что заседание проигнорировал «Эко-Транспорт». Хотя, по их словам, к региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами есть нарекания.

Докладчиком выступил Владимир Анфимов, председатель Совета по общественному контролю за ЖКХ посёлка Строителей. Он обобщил все вопросы председателей домкомов:

— Наша основная задача – не только разобраться с начислениями, но и повысить культуру общения между председателями Советов домов и управляющими компаниями, – начал Владимир Владимирович. – Что нас беспокоит в первую очередь: если внимательно изучить квитанцию за жилищные услуги, которые мы получаем от управляющей компании, то увидим, что она состоит из таких статей, как содержание и текущий ремонт. При этом на первую статью уходит примерно 70-80 процентов средств. При такой пропорции денег на текущий ремонт остаётся немного.

При этом статья «Содержание», по мнению Анфимова, для рядового потребителя услуг весьма размыта.

— Например, в нашем доме (Калинина, 24. – Прим. ред.) всего 18 квартир, из собираемых средств лишь около восьми тысяч в месяц уходит на текущий ремонт, а примерно 20 тысяч – на содержание. Но когда знакомишься с актом выполненных работ, лично у меня всегда возникают вопросы. Например, содержание аварийной службы, проведение дезинфекции, обслуживание общедомовых приборов учёта, уборка территории и мест общего пользования – тут всё понятно, никаких претензий: всё это нужно. А вот что означает графа «Содержание конструктивных элементов»? Что в неё входит?

— Конструктив – это все элементы здания: подвал, отмостки, стены, перегородки, перекрытия, лестницы, кровля и так далее, – ответила Оксана Хорева, заместитель по экономике и финансам УК «Центр управления МКД». – И за каждым элементом нужно следить. Если в платёжке отражать каждый вид работ отдельно по всем конструктивным элементам – получится не квитанция, а многостраничный документ.

— Ничего страшного, печатайте: мы всё прочитаем! – предложил кто-то из председателей Советов домов.

— Для этого существует приложение к договору управления: там все виды работ вполне конкретизированы, – ответила Хорева.

Анфимов настаивал: а если собственники считают, что у них нет потребности в том, чтобы управляющая компания занималась осмотром систем холодного и горячего водоснабжения – можно ли вообще отказаться от этой услуги и направить деньги на текущий ремонт?

— Даже если все системы работают исправно, осмотр и составление документов мы обязаны производить согласно Постановлению правительства № 290, которое утверждает обязательный минимальный перечень работ, – поясняет Хорева. – Этим занимаются специалисты, которым, соответственно, нужно платить зарплату, обеспечить как минимум инструментами и спецовкой.

— Так я об этом и говорю: на осмотры мы тратим 70-80 % средств, а когда дело доходит до текущего ремонта – денег нет, – говорит Анфимов. – И это проблема всего города. Поэтому к чему я веду: раз мы не можем изменить обязательный перечень работ – может, изменить тариф? Не отказаться от этой услуги, а просто сократить расходы на неё? Например, уменьшить плату за содержание, например, сетей ГВС и ХВС, электросетей, и на эту же сумму увеличить отчисления на текущий ремонт.

— Размер платы за содержание и текущий ремонт должны, как правило, утверждать собственники, – подтвердила Ольга Слободян.

— А если мы, жильцы, считаем, что услуга «содержание» не исполняется, мы имеем право не оплачивать её? – задала вопрос Наталья Маслобойникова, руководитель благотворительного фонда «Пенсионер» и член Общественного совета по ЖКХ при главе города.

— Если собственники считают, что какая-то работа не выполняется, они имеют полное право составить акт о ненадлежащем оказании услуги – после этого произойдёт перерасчёт, – объяснила Хорева. – Подчеркну: единственным основанием для перерасчёта, согласно закону, является этот акт.

 — Чтобы разрешить этот спор раз и навсегда, нужно сделать 50 на 50, – вернулся к своему предложению Владимир Анфимов, обращаясь к представителю УК. – Чтобы половина средств, которые мы платим за жилищные услуги, уходила на содержание, вторая половина – на текущий ремонт. По рукам?

— «По рукам» – так это не решается: для этого нужно провести общее собрание собственников, – пояснила Хорева.

— Но для начала вы должны озвучить свои пожелания управляющей компании, – уточнила Слободян. – А та, свою очередь, обязана произвести собственникам экономически обоснованные расчёты. Если стороны всё устроит – можете проводить общее собрание.

В конце встречи слово взял заместитель прокурора Дмитрий Чирков:

— Я внимательно всех выслушал, проблемы мне понятны. Предлагаю со своей стороны вместе со службой Стройнадзора разработать для жителей Ачинска специальную памятку: как действовать собственникам, если им оказываются услуги ненадлежащего качества или они не согласны с начислениями; как правильно составить протокол разногласий; как организовать взаимодействие с управляющей организацией в плане пересмотра тарифа. Действительно, в этом смысле нужно повышать грамотность граждан, да и нам будет работать проще. Потому что очень часто в прокуратуру на приём приходят граждане с жалобами на работу ЖКХ, которые просто заявляют: «Я не согласен!» С чем именно не согласен – непонятно, но мы обязаны отреагировать. Приходится поднимать кучу документов, подключать другие структуры – по сути, искать непонятно что. Если мы хотим, чтобы эта работа приобрела цивилизованный вид, а главное – была плодотворной, нужно начать именно с такой памятки. По крайней мере, с мёртвой точки мы сдвинемся. 

— Вот именно об этой культуре общения я и говорил в начале, – заключил Анфимов. – Потому что когда каждый сам за себя – ни к чему хорошему это не приводит.

Газета «Город «А», со своей стороны, взяла на себя обязательство опубликовать памятку, разработанную прокуратурой и службой Стройнадзора.

Автор