24.07.2025

Колёса помнит мать – сыра земля

Несколько номеров назад мы поднимали одну больную тему, которая со временем (учитывая объединение города Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов) стала только актуальнее.

В статье «Большегруз наводит порчу» речь шла о ежегодных весенних ограничениях на передвижение тяжёлого транспорта. Вводятся они из-за того, что в апреле-мае (в данном случае мы приводим в пример родной Красноярский край) грунт перенасыщается влагой из-за интенсивного снеготаяния и становится чувствительным к большим нагрузкам. Чтобы уберечь гравийные дороги (соединяющие в основном сёла) от разрушения, в нашем регионе на месяц вводятся ограничения на передвижение тяжеловозов.

Этот период специалисты называют «просушкой». И логично, что кто-то должен следить за тем, чтобы предприниматели соблюдали ограничения – в первую очередь это касается лесозаготовителей, активно работающих в наших таёжных краях – в Бирилюсском, Большеулуйском, Боготольском и Тюхтетском районах.

Тем более, что ответственность за нарушения, связанные с эксплуатацией тяжеловесного транспорта, очень весомая. Например, с июля этого года штрафы за несоблюдение требований дорожных знаков в зоне ограничений выросли до 600 000 рублей – вот бы бюджет обогатился!

Но, как известно, строгость законов в России смягчается необязательностью их исполнения. Чаще всего перевозчики плевать хотели на запреты, и их фуры и лесовозы продолжают раскатываться по весям, разбивая дороги в хлам, ведь контроля-то никакого за ними нет. Вроде бы за состоянием дорог обязаны следить собственники, то есть муниципалитеты – но у них, понятное дело, для этого нет никаких ресурсов. У надзорных и правоохранительных органов, видимо, других дел хватает. Или наоборот – есть дефицит людей. Конечно, на территории региона существуют посты весового контроля, где можно замерить массу автомобиля, выявить нарушение, но что с этим делать дальше – неизвестно, потому что работать такой пост может только в дуэте с представителями Госавтоинспекции. А там не всегда могут выделить для этого отдельный экипаж – круг замыкается.

В итоге получается не закон, а решето. В профессиональной среде тем временем обсуждается новый приказ, рождающийся в недрах краевого министерства транспорта. По сути, он значительно расширяет временной отрезок ограничений – на некоторых территориях ограничения по массе могут ввести вплоть до конца года. Сюда попали, например, дороги Енисейского, Большемуртинского, Сухобузимского и Бирилюсского районов.

Разумеется, дорожники честно исполнят этот приказ – выставят необходимые ограничительные знаки. Проект документа предусматривает и письменное уведомление Госавтоинспекции о вводимых ограничениях.

Но трагизм ситуации заключается в том, что эта мера вообще никак не повлияет на состояние дорог. Хоть распоряжения пиши, хоть приказы-указы, но если не работает система контроля за исполнением закона – всё это бесполезно.

Крайними же всегда остаются организации, обслуживающие дороги – хочешь не хочешь, а им приходится потом всё восстанавливать. А в худшем случае – ещё и взыскания получать за недостатки в содержании. При этом финансирование за последнее время практически не изменилось, а тяжёлого транспорта на дорогах стало гораздо больше – именно поэтому дорожники уже начинают бить тревогу. Ведь это именно им будут потом строчить письма главы муниципалитетов с грозным требованием привести проезжую часть в надлежащее состояние.

А страдают в конечном счёте обычные пользователи дорог. Те, кто ездит на работу из малого села – в город или в село побольше. И дети, у которых в родной деревне нет школы. И, конце концов те, кому нужно срочно попасть в больницу, а разбитая лесовозом дорога отнимает драгоценные минуты…

Автор