22.11.2024

Рябины гроздья красные: разговариваем с руководителем ансамбля ачинского Совета ветеранов «Золотая осень»

Наша встреча началась с лирики:

— Вот и осень пришла. Люблю это время года! Подул лёгкий ветерок – под ноги сыплются жёлтые листья, манит к себе красными гроздьями рябина. И так хочется жить! Именно в это время года я вспоминаю свою юность, – поделилась со мной при встрече Галина Яковлевна Конопляник.

— А она у вас прошла в Ачинске?

Нет, в северо-западной Украине, в городе Ровно. Мама всегда, когда ей было горько или сладко, пела, отец – тоже. Так что моя судьба была решена заранее – поступить в музыкальное училище. Почему-то из той жизни чётко запомнилось: если дети между собой ссорятся, то самым стыдном считалось если тебя назвали «бандерой». Тогда за обидчиком будешь бегать до ночи, а когда найдёшь – слегка отлупишь. Но времена изменились. Сейчас даже улицу, на которой находилось музыкальной училище, переименовали: раньше она называлась – Ленина, а нынче – Бандеры.

— Откуда вы это знаете?

— Мои родные там живут. Очень переживаю за них, раньше хоть письма получала, а теперь и дозвониться не могу. Последний раз ездила на Украину в 2014 году. Помню, прохожу мимо женщин, сидящих у калитки на скамейке, и они мне говорят: «Подойди, расскажи, как там у вас в России? Отдаляемся мы друг от друга».

Мне пришлось оставить близких людей и приехать после окончания училища в Ачинск – по распределению. На выбор было три города: Норильск, Ашхабад и Ачинск. Тянули жребий – никому не хотелось ехать в маленький город, но он достался мне. Однако не прогадала: как только приехала в 1972 году, так сразу получила квартиру во втором микрорайоне. Вышла замуж: познакомилась с парнем, который тоже приехал в Ачинск, но из Белоруссии. Родились дети – у меня два взрослых сына, почти ровесники, трое внуков. Жаль только, что супруг рано умер: внезапно оторвался тромб.

— Как пережили это горе?

Я – очень сильный человек: никогда не хнычу, не плачу, не жалуюсь. Со всеми проблемами научилась справляться сама. При этом стараюсь в свою личную жизнь посторонних не пускать и не афиширую её. У меня есть лишь одна закадычная подруга, с которой мы можем поделиться друг с другом всем на протяжении многих лет. Познакомились в детдоме, она работала библиотекарем. Да, порой было тяжело: зарплату на работе не платили, но помощи ни у кого не просила – выручал баян. Мне не стыдно рассказывать о том, как содержала семью в 90-е годы. Тогда знакомые приглашали меня с этим музыкальным инструментом на свадьбы и другие торжества. Да, играла и пела, а если у людей не хватало денег расплатиться, то рассчитывались продуктами.

Балалайка без струн

— Расскажите, пожалуйста, о своей профессиональной деятельности.

В жизни больше всех на свете люблю детей. Особенно привязалась к воспитанникам детского дома. Они – очень ранимые и хорошо чувствуют нас, взрослых: кто их по-настоящему любит, а кто – лишь делает вид. Много лет проработала в этом учреждении. Стоило только появиться в дверях, как малыши уже бежали гурьбой навстречу: «Я юбочку погладила, а я рубашку приготовил на занятия». Обступят вокруг, что-то щебечут, а сами стараются голову под ладонь поставить, чтобы их погладила. В детском доме я отработала 25 лет. Когда пришла туда, то директором был Николай Матвеевич Березин, царствие ему небесное. Первое время была учителем музыки, потом – музыкальным руководителем. Мы занимали первые места в различных смотрах и конкурсах художественной самодеятельности, всегда стараясь быть лучшими. Запомнила одного мальчишку, Серёжку – хулигана из хулиганов. Я долго ломала голову: «Чем бы полезным его увлечь?» А однажды, идя на работу, увидела – прямо на мусорном баке лежит балалайка, но без струн. Подобрала и пошла с ней в музыкальную школу к директору, тогда им работал хорошо знакомый мужчина. Он удивился: «Ты что, на струнные инструменты решила перейти?» Рассказала ему историю про своего воспитанника, заверив: «Вначале сама научусь играть, а потом и его научу». Струны поставили, балалайку настроили. Месяца два училась, потом – давай учить Серёжу. Позже он у меня солировал в крае на аккордеоне и на балалайке, за что парнишку отдельно отметили грамотой и подарком. Насколько дорогими для меня стали слова благодарности от этого старшеклассника: «Я вас буду всю жизнь помнить!»

— Слово «сирота» у некоторых людей вызывает неадекватную реакцию. Мол, за что им дают бесплатные квартиры? Всё равно толку из этого не выйдет – в тюрьму попадут…

Так могут рассуждать только бессердечные люди. К счастью, большинство педагогов в Детском доме всё же любят воспитанников. Там, например, до сих пор работает чудесная женщина Раиса Андреевна Стрельченко. Она – как мама: её дети могут сами себе постирать и погладить, она их учит жизни, которая ждёт вне стен учреждения. Я уверена, что сироты, встав взрослыми, запомнят свою наставницу.

Многие детдомовцы выходят в люди. Хотя встречается и такое: ребёнок как ребёнок, а начинается переходный возраст, и он меняется к худшему – дерзит взрослым, задирает ровесников, нецензурно выражается. Так проявляется генетика родителей. Получить профессию они могут, так как выпускников Детского дома определяют в училища. Старательных ребят, которые хорошо учатся, могут оставить жить в Детском доме и дать возможность окончить 11 классов. Правда, такое случается нечасто.

«Силы ещё есть!»

— Вы и на заслуженном отдыхе не остались без дела. Вот уже пять лет руководите ансамблем Совета ветеранов «Золотая осень». Сами на каких инструментах играете?

— Гармонь, баян, аккордеон, ну, и балалайка. В репертуаре нашего ансамбля – лирические песни, очень весёлые плясовые, есть и патриотические: наша фишка – песня «Гуляй, Россия!». И, конечно, все мы любим частушки. У ансамбля много дипломов. В составе – женщины, мужчина только один, но какой! Виктор Иванович Панин – настоящий полковник милиции и бывший учитель. Прошёл Афганистан, имеет награды.

— Можно ли, будучи на пенсии, оставаться счастливой?

— Очень даже! Просто не нужно хныкать, жаловаться, прислушиваться, в какой части тела что-то заныло. Бросьте вы это всё! Скажите себе: «Я прошла большой отрезок жизненного пути и, конечно, как и любой механизм, немного износилась. Держись, силы ещё есть!»

Фото: «Город «А»

Автор