19.04.2024

Когда-то Рудник был необходим, а сейчас не нужен?

Одна из окраин Ачинска – посёлок Марганцевый рудник. И никто в Ачинске не заметил, что в 2020 году эта территория отметила свой 90-летний юбилей! По крайней мере, поздравлений от властей Ачинска не было, празднования – тоже.

Из истории

Своему появлению бывший шахтёрский посёлок был обязан разработке в 30-х годах прошлого века в наших местах залежей марганца. Об этом природном ископаемом впервые узнал ещё в 1890 году местный купец первой гильдии Семён Серафимович Мокроусов. Он начал было переработку руды, однако дорог в то время в тайге не было, поэтому дело не получило развития. И только 4 марта 1930 года было вынесено постановление правительства о строительстве Марганцевого рудника и посёлка шахтёров. В сентябре 1932-го появились первые дома – до этого люди жили в землянках. Посёлок и сам рудник назвали Мазульским, так как он входил в состав Мазульского сельсовета.

В 1936 году поселение стало самостоятельной административной единицей, а затем, в 1940-м, получило статус посёлка городского типа. Далее, 11 ноября 1941 года, рудник был передан в административное подчинение Ачинского городского Совета. Его стали называть «посёлок Марганцевый рудник». В период Великой Отечественной войны добыча руды шла большими темпами: сырьё обеспечивало всю Сибирь и поставлялось Дальний Восток. Марганец был необходим для производства крепкой стали, а в тылу ведь тоже ковалась Победа. Уже в 1955 году надобность в руднике отпала, и он был законсервирован. Но началось строительство Ачинского глинозёмного комбината, поэтому часть жителей перешла тогда работать в это градообразующее предприятие.

Пасынок города

В посёлок мы въехали с конца улицы Чернявского – это центральная улица, названная именем бывшего сотрудника Ачинского краеведческого музея им. Д. С. Каргаполова.

Почти сразу же в глаза бросился необычный дом-сказка: резные металлические ворота с большим изображением ключа, шутливые часы «Литл Бэн» на заборе, а выше – надпись: «Ку-ку!», внизу – самодельная пушка, рядом – столбик-«путеводитель» по посёлку: словами и не расскажешь, это просто надо видеть. Первой мыслью была: кафе!

Лишь через полчаса, зайдя в школу, узнала, что это – местная достопримечательность: дом художника Геннадия Александровича Шачнева. Он его выстроил собственными руками.

А вот дальше – разрушенные здания со следами пожара и пустыми глазницами окон. В одном из них на первом этаже приютился маленький магазинчик. Поинтересовалась:

— У вас недавно был пожар?

— Да давненько уже. Потушить едва успели. Сейчас плоховато мы живём – никому стали не нужны. Когда были самостоятельны, то даже своё пожарное депо имели. Клуб был прекрасный, но муниципалитет выставил здание на продажу. Почта, вон там, за обелиском, ютится в деревянном здании, которое вот-вот разрушится!

— А почему столько мусора на улице? Никто не убирает?

— Домоуправления у нас тоже нет, как и дворников.

Обратила внимание на обелиск, посвящённый героям Великой Отечественной войны: на памятной доске высечены фамилии местных фронтовиков. Памятник хороший, но возле него лишь несколько бумажных цветков, мусор не убран. Через ограду – современная детская игровая площадка. А на ней, вероятнее всего, по вечерам отдыхает молодёжь: рядом валяются пакеты с пустыми бутылками.

Во всём посёлке раньше было только два примечательных здания – школа и детский сад. Недавно появилось третье – модульный ФАП, он только начал работать, но во время нашего появления оказался закрыт. Есть и ещё одна хорошая новость: благодаря стараниям спикера городского Совета Сергея Никитина завершается ремонт центральной лестницы со множеством ступенек.

В посёлке – два учреждения, которые как-то поддерживают его общественную жизнь: школа и детский сад. Библиотека исчезла вместе с клубом. Не заглянуть в школу я не могла, так как давно хотела познакомиться с коренной жительницей посёлка – бывшей работницей АГК Ниной Ивановной Финашовой. Ею и ещё двумя жителями собран уникальный исторический материал об этой территории. Познакомиться с замечательным прошлым Мазульского рудника можно в социальной сети «Одноклассники», в группе, которая так и называется: «Мы – с Рудника!»

Как я и предполагала, моё знакомство с Ниной Ивановной состоялось.

Рассказав много интересного о своей малой родине, она поделилась тем, что собирать материалы о посёлке продолжают в школе три человека. По моей просьбе один из текстов она разрешила опубликовать в газете «Город «А» в ближайшем номере. Спасибо!

После встречи с Ниной Ивановной мы проехали в ту часть посёлка, где находятся брусчатые бараки, подобные тем, которые снесли в ачинском посёлке Строителей. Но тут они, наверное, долго ещё будут стоять. Заброшенная территория с кучами мусора… Никому нет дела и до дорог посёлка: даже центральная, асфальтированная, вся в рытвинах, а просёлочные даже не подсыпаны.

И всё же наша поездка завершилась на оптимистической ноте. На одной из нижних улиц, с которой хорошо просматривается Большое озеро, повстречали Юрия Валентиновича Дубского, вся жизнь которого связана с Рудником:

— Как вы думаете, почему ваш посёлок стал выглядеть уныло? Никому стал не нужен?

— Всё исчезло после перестройки: а ведь были клуб, домоуправление, разные кружки, показывали фильмы. Я построил в Шанхае дом, на берегу Тептятки, а сюда приезжаю пополнять силы. Побывайте тут летом: Девичья яма, Большое и Малое озёра – такая природа! Надо быть оптимистом и самому делать жизнь комфортнее!

Фото: «Город «А»

Автор