22.11.2024

«Совсем «антиталантливых» у нас нет»: разговор с учителем музыкалки

Откровенный разговор с тем, кто учит детей прекрасному и шабашит на корпоративах

Знаете, почему в «Городе «А» появилась рубрика «Тайная комната»? Нам показались интересными честные разговоры с людьми разных профессий, мнений, возрастов. Но, к сожалению, мы не учли один момент – откровенно наши герои в большинстве случаев говорить отказывались. На это у всех были свои причины: одни боялись осуждения друзей, родных и соседей, другие – контролирующих органов, третьи – начальства. Пришлось беседы в этой рубрике законспирировать.

Очередной герой «Тайной комнаты» тоже не захотел говорить открыто, аргументируя это тем, что его руководитель честного разговора с корреспондентом «А» не оценит.

Пусть в этот раз нашего героя будут звать Андрей. Андрей – музыкант: учит детей игре на музыкальном инструменте, а в свободное от работы время – «калымит» на днях рождениях, свадьбах и корпоративах.

— Андрей, думаешь, твоё начальство не придёт в восторг от того, что ты расскажешь о теневом заработке? Оно вообще в курсе твоих подработок?

— Конечно в курсе, просто закрывает на это глаза. Но у нас в коллективе не принято это обсуждать. А «шабашат», как ты выражаешься, у нас все сотрудники, если есть спрос. Зарплаты-то совсем мизерные. Что такое 20 с небольшим тысяч для мужчины, которому нужно содержать семью? Вот и приходится выкручиваться…

— То есть ты выступаешь на торжествах только ради денег?

— Я бы так не сказал. Если тебя слушают, это всегда приятно. Но когда уплетают за обе щёки салаты и не обращают внимания, то печально. Ведь невозможно просто выйти и сыграть какую-то композицию, не вложив в неё душу, не затратив эмоции. А выходит иногда, что зря.

— А было так, что играл, и никто не обращал на тебя внимания? Мне кажется, это очень обидно.

— Не то слово. Но такое бывает редко. В любом случае всегда хоть пара человек, да слушает. В таких случаях я обычно нахожу хотя бы одного человека, которому интересно то, что я делаю, и играю исключительно для него. Но, повторюсь, чаще всего, конечно, гости меня слушают.

— Наверняка, когда решал связать свою жизнь с музыкой, понимал, насколько эта профессия финансово невыгодна.

— А у меня выбора не было: я не хотел заниматься ничем, кроме музыки. Не видел себя ни в одном другом деле. В детстве думал, что стану великим музыкантом. Но взрослея, яснее понимал, что этого не случится.

— Что подталкивало к этому пониманию?

— Не знаю, наверное, суровая реальность. Ну сколько у нас, действительно, великих музыкантов? Раз-два, и обчёлся. Один на миллион. Я понял со временем, что на одном таланте далеко не уедешь. Чтобы получить достойное образование, нужны деньги. Редко кого берут в хороший вуз только за талант, не то время сейчас.

— Звучит очень пессимистично.

— Зато правдиво. Но это не говорит о том, что я разочаровался в профессии. Нет. Когда оканчивал школу, понимал все нюансы, и всё равно принял решение идти с музыкой по жизни. Перестал, как в детстве, мечтать стать великим музыкантом, хотел просто продолжать заниматься тем, что интересно и приносит удовольствие.

— Ты из музыкальной семьи?

— Нет, мама – учитель начальных классов, папа – инженер. Но по отцовской линии были музыканты, да и отец хорошо играет на баяне, на всех семейных посиделках исполнял композиции.

— Представь, что получил предложение от какой-нибудь московской филармонии. Переехал бы ради работы в столицу?

— Почему бы и нет, если бы предложили хорошие условия. Я, кстати, подумываю иногда о том, чтобы уехать из Ачинска. Не обязательно в Москву же есть много других мест, где можно было бы поработать.

— На своей основной работе ты учишь музыке только талантливых детей или всех без разбора?

— Перед обучением – прослушивания в обязательном порядке. Если ребёнок ну совсем не чувствует ритм, не слышит музыку, тактично говорим родителям, что лучше выбрать какие-нибудь другие занятия. Так что совсем «антиталантливых» у нас нет.

— А был за время твоего преподавания какой-нибудь особенно талантливый ребёнок?

— Конечно, и не один. Но важен ведь не только талант, но и трудолюбие. Есть у меня два ученика, и оба – одарённые. Но один учит домашку и приходит подготовленным, а другой – ещё тот оболтус. Вот с первым мы уже ушли далеко вперёд программы: учим композиции, которых в ней даже нет. А со вторым плетёмся еле-еле. Как думаешь, кто добьётся большего успеха? Хотя, повторюсь, талантливы они одинаково. Я считаю, что талант можно развить практически у каждого, если есть его зачатки.

— Давай вернёмся к корпоративам. Сколько стоит твоё выступление?

Не хочу касаться темы денег.

— Почему?

— Потому что это чужой карман, лезть в него просто неэтично.

— Пусть будет так. Скажи, а какие композиции просят исполнить чаще всего?

Те, которые гости знают. Есть отдельная программа для старшего поколения и для более молодого. Любителей классики среди заказчиков мной замечено не было.

— Расскажи какой-нибудь смешной случай с выступлений.

— Однажды одной гостье поплохело прямо за столом: открылась рвота. А сидела она напротив меня. Как, по-твоему, это смешно?

— Не очень. И что ты делал в этой ситуации?

Продолжил играть, стараясь не обращать внимания. Но было очень неприятно, если честно.

— Ужас. А вообще часто тебя зовут на какие-нибудь торжества?

— На самом деле нечасто. Это не приносит так уж много денег, как думают многие. У ачинцев нет надобности в хорошей музыке на мероприятиях. Им Верку Сердючку подавай. Я как-то разговаривал с одной ведущей, и её мнение: клиенты стараются на всём экономить. А сейчас, наверняка, даже от ведущих будут отказываться. Люди нищают – им не до музыки и развлечений.

— В чём видишь своё развитие?

Я сам пишу музыку. Хочу создать что-нибудь стоящее. Ещё хочется вырастить ученика, который пойдёт с музыкой по жизни, поступит в соответствующее учебное заведение. Приятно будет знать, что на первоначальном этапе именно я привил ребёнку любовь к музыкальному инструменту, к музыке в целом.

Фото из открытых источников

Автор