Пятница, восьмой час вечера. Направляюсь в легкоатлетический манеж «Рекорд», где надеюсь познакомиться с тренером Виктором Лазаренко. Пока о нём не знаю ничего… Дежурившие на первом этаже женщины, приказав натянуть на уличную обувь бахилы, подсказывают, что найти Виктора Николаевича можно на втором этаже, в дальнем углу спортивного зала.
Послушно следую до «места назначения». И сразу же вижу большую кучу гирь. Люди разных возрастов подходят к ним, берут в руки и начинают разминку. В сторонке, на скамейке, сидит мужчина в возрасте, каждого из парней называет по имени и даёт профессиональные советы. Догадываюсь: это и есть Лазаренко! Присаживаюсь рядом…
— Вы возглавляете секцию по гиревому спорту? – пытаюсь сразу взять «быка за рога».
— Нет. Вы же, наверное, знаете, что в Ачинске существуют спортивные клубы по месту жительства? Вот я и веду официально один из них, а заниматься нам разрешили здесь, в «Рекорде». К нам приходят люди самого разного возраста – семьи с детьми, подростки, женщины и мужчины – многие из них имеют звания в спорте.
— Расскажите немного о себе.
— 1 мая мне исполнится 74 года. Учился, работал, занимался спортом, служил в Вооружённых силах, в Ачинске уже 55 лет. Приехал сюда после армии. Вначале трудился инструктором по физкультуре в тресте «Ачинскжилстрой», в 1976-м был назначен заместителем директора стадиона «Металлург» – так раньше назывался спорткомплекс «Олимп». Время то было чудесным для меня. Вёл секцию по тяжёлой атлетике и конькобежному спорту, где занимались дети. Как раз тогда на стадионе проходил полуфинал чемпионата СССР по мотогонкам. Представляете, соревнования такого уровня – и в нашем провинциальном городе! Прямо как Олимпиада! Приезжали спортсмены из Омска, Иркутска, Челябинска, Москвы на самых разных автомобилях. Многие – чемпионы мира. Были и чехи. Соревнования проходили при полных трибунах.
— Когда вы стали заниматься гиревым спортом?
— Каким только видом спорта я ни увлекался за свою жизнь! В своё время выступал на спартакиаде СССР, был пятым. Не удивляйтесь: ветеранов спорта в Ачинске много. До сих пор ходят несколько «девочек», которым уже за 6о лет, являющихся чемпионками России по тяжёлой атлетике. В прошлом году, выступая на соревнованиях в Питере, наша женская команда ветеранов спорта заняла третье место.
А знаете, почему я перешёл на гири? Об этом попросили директора некоторых школ: «Займи чем-нибудь наших детей, чтобы не бродили по улицам в свободное время». А надо сказать, что в те годы в школах даже спортинвентаря было мало. И я придумал, чем занять ребят… Смешно сейчас вспоминать, но купил небольшие по весу гири, и возил их повсюду с собой, пока школы не приобрели свои. Этот вид спорта очень нравится детям. Спустя некоторое время даже маленькие девочки, ученицы четвёртых классов, становились призёрами краевых соревнований. В те годы, да как и сейчас, было много неполных семей. Порой дети жили у бабушек и дедушек. Представьте себе: в те годы – 17 несовершеннолетних чемпионов края, я уже не говорю о призёрах. Из них 11 человек как раз жили и воспитывались в таких условиях.
Хотите, расскажу интересный случай, связанный с гирями? Как говорится, не для прессы, но всё же рискну – фамилии называть не буду. Девочке поставили диагноз: остеохондроз. Была освобождена от занятий физкультуры. Видя, что у неё мозги, как говорится, на месте, я два года агитировал её заняться спортом. Слышал лишь отговорки: «Мама не разрешает, врачи против». Но в девятом классе она всё же рискнула, и неожиданно для всех стала чемпионкой края. Однажды в её родной школе проходили соревнования, на которых присутствовали родители. Она подошла ко мне и попросила разрешения: «Виктор Николаевич, а можно мы с подругой пожонглируем гирями?» Подруга тоже была спортсменкой, и я разрешил. Педагоги, мамы и папы – все рты раскрывали от их выступления! Громко хлопали.
В одиннадцатом классе этой девочке надо было из детской поликлиники перевестись во взрослую. Подошла ко мне советоваться с медицинской картой в руках: «Что делать? Хочу после окончания школы на военную кафедру поступать, а у меня в карте написано такое страшное заболевание!»
Конечно, я поступил непедагогично, но посоветовал: «Вырви этот лист». Она засомневалась: «Мама мне это же советует, но врачи-то больше понимают!»
В дальнейшем моя воспитанница прекрасно сдала экзамены туда, куда хотела, а когда профессор взглянул на её медицинскую карту, то повторил мой совет. Вот тогда она и последовала ему. Сейчас девушка завершает учёбу в университете, собирается замуж и продолжает заниматься гиревым спортом. Видимся реже, но на здоровье она не жалуется.
Тут Виктор Николаевич отвлекается на минуту, прощаясь с парнем, который уходил домой: «Руслан, у тебя всё нормально?»
Получив утвердительный ответ, продолжает нашу беседу:
— Этого парня не брали в армию: вес – как у дистрофика, горбился. После прихода к нам у него изменилась выправка, он набрал необходимый для его возраста вес. Видимо, скоро в армию возьмут.
Наша беседа не остаётся незамеченной. К тренеру начали подходить взрослые ребята, пытаясь наперебой меня убедить, что Виктор Николаевич – замечательный человек, который многому их научил. Они полюбили спорт, некоторые даже бросили курить. Но когда я попросила у них разрешения сфотографировать во время тренировки, то отказались. Пришлось пойти на уловку: «А если с любимым тренером? Он – в серединке, а вы – по краям?». Согласились.
КАК НА РАБОТЕ ОТНОСЯТСЯ К СПОРТУ?
Всё время, пока мы беседовали с Лазаренко, на наших глазах не выпускал из рук гири один из парней. Когда же я попыталась сделать снимок, он обронил: «Не надо, на работе газету увидят…».
Меня насторожила эта фраза: решила поговорить с ним откровенно и наедине. Выяснилось, что работает он на одном из крупных предприятий города. Оказывается, наличием спортсменов в трудовых коллективах теперь не гордятся. Этого просто не замечают: главное, чтобы норму выполнял.
Парень рассказал, что уже не один год занимается гирями и перекрёстным бегом. Он – фанат спорта. Следит за тем, где в России проводятся крупные соревнования, выезжает на них за собственные средства и принимает участие, часто – с успехом:
— Уже вошло в привычку, – говорит. – Делаю это не ради тщеславия, а чтобы доказать самому себе, что я чего-то достиг путём постоянных тренировок.
— А где в Ачинске занимаешься перекрёстным бегом?
— В районе озера мясокомбината, на «назаровской» горе… Чувствую, что с каждым годом становлюсь сильнее, увереннее в себе. Без спорта – это не жизнь!
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены