22.11.2024

Едрён батон: спекуляция на спецоперации?

Почему в Ачинске растёт стоимость продукта первой необходимости – хлеба

Последние две недели ачинцы едва успевают следить за вводимыми на граждан РФ санкциями. Газеты не хватит перечислить те компании, которые отказались работать в России. Вряд ли читателей «А» особо расстроил уход с рынка магазина брендовых сумок, одежды и обуви «LOUIS VUITTON» или сети ресторанов «McDonald’s». Рядового гражданина, скорее, волнует другое: что у него будет в холодильнике, во сколько обойдётся запланированный ещё год назад ремонт и подорожают ли в связи с событиями на Украине семена свёклы и моркови.

В ближайших номерах «А» расскажет о ценах на продукты и услуги. Изменения, по прогнозам экономистов, коснутся абсолютно всех сфер нашей жизни. А начнём, пожалуй, с самого главного продукта на столе любого россиянина – хлеба! С новостью о новых ценниках на этот товар в редакцию уже обратились несколько читателей…

«Нам бы удержаться на плаву!»

— С такими ценами мне страшно ходить в магазин! Уже не знаю, к кому обращаться, хоть в Красноярск министрам звони… – чуть не плача, в трубку рассказывает Вера Максимовна. – Купила в магазине три местные газеты, пакет самого дешёвого молока, килограмм риса и булку хлеба. Отдала за всё 250 рублей. Может, для кого-то это и не великие деньги, а у нас, пенсионеров – каждая копейка на счету. Я понимаю, сейчас жизнь дорожать будет. Но не столько же! Почему дорожают крупы, молоко, хлеб? Это ведь продукты местного производства, не иностранного…

О прибавке в цене на хлебобулочные изделия новости стекаются в редакцию со всех уголков Ачинска. «Что это – спекуляция или реальный рост отпускных цен?» – задаются вопросом обескураженные покупатели. В голове ачинцев не укладывается, как могут быть связаны санкции и выпечка, основные составляющие которой производятся в России. Давайте разбираться вместе.

Основные ингредиенты хлеба и хлебобулочных изделий – мука, сахар, маргарин, яйцо. «Слабым звеном» в этом списке хлебопекари называют маргарин и сахарный песок. Владелица сети пекарен и кондитерских «Пекарня» Любовь Басова добавляет к перечню и начинки.

— Сырьё настолько стремительно дорожает, что я не берусь делать прогнозы относительно цен, так как не знаю, по какой стоимости в следующий раз мы будем его закупать, – говорит предпринимательница. – За последнее время резко подорожали повидло, конфитюры. Раньше мы брали сушёную малину по 400 рублей за килограмм, сейчас она уже на 100 рублей дороже. Решили пока отказаться от этого продукта.

По словам Басовой, маргарин бьёт все ценовые рекорды: буквально недавно «Пекарня» брала его по 120 рублей, а сейчас дешевле 190 не найдёшь.

— С октября сахар оптом приобретали по цене 65 рублей за килограмм. Последняя цена – уже 95. Мы от безысходности проехали по сетевым магазинам и закупили 150 килограммов по 57 рублей. Думаю, такую стоимость видели последний раз, – вздыхает предпринимательница.

Любовь Басова рассказывает, что в ходе опроса, который проводило профильное ведомство, она указала, что предприятию требуется помощь, иначе и дальше сдерживать цены на продукцию не получится. Накануне Правительство РФ, действительно, пообещало выделить 2,5 млрд рублей на компенсацию части затрат, которые понесли предприятия на производство хлеба и хлебобулочных изделий. Однако пока помощь до хлебопекарей не дошла. И дойдёт ли вообще – большой вопрос.

— По идее, чтобы удержаться на плаву, нам уже нужно поднимать стоимость всех видов продукции на 6-7 рублей. Мы пока увеличили цены на 3 рубля. Но если сырьё продолжит дорожать, будем вынуждены и дальше переписывать ценники в сторону увеличения, – подытоживает Любовь Андреевна наш разговор.

Будет только натуральный маргарин?

Ещё один сотрудник известной в Ачинске хлебопекарни, попросивший не называть своё имя, указал на подорожание не только маргарина, но и упаковки. К слову, предприниматели этой сферы, которым во время подготовки материала звонил корреспондент «А», по какой-то причине массово отказывались комментировать ситуацию с ценами на хлеб.

— Я пристально слежу за ценами: не только в свете недавних событий – всегда. И даже мне, экономисту по образованию, непонятно, каковы истинные причины удорожания продуктов, – говорит коллега Любови Басовой. – Взять маргарин. Его производят из растительного или пальмового масел. Ещё в начале года в Министерстве сельхозразвития заявляли о подорожании подсолнечного масла на 2,5 процента: стоимость маргарина достигла 200 рублей. В то же время семя подсолнечника, наоборот, подешевело на 4 процента. Где логика? Что касается маргарина из пальмового масла, с этим понятнее: курс доллара подскочил, и цена на «пальму», которую везут из-за рубежа, тоже поползла вверх. Скоро, наверное, будем питаться только натуральным маргарином…

Хлебопекарь обратил внимание ещё и на стоимость упаковки: за последнее время она тоже резко выросла в цене.

— Мы возим хлеб и хлебобулочные изделия упакованными: в плёнке они занимают гораздо меньше места в машине, чем, если бы были в паллетах. Вроде мелочь, но если посчитать количество рейсов и расход топлива, выходит существенная экономия. Теперь передо мной стоит дилемма – от чего отказаться: от упаковки или от пяти литров бензина? – говорит наш собеседник. – Всё будет дорожать, и хлеб – не исключение. На сколько – не могу сказать, это зависит от стоимости сырья. Две недели назад мы подняли цены на 10 процентов. Но это – не предел, я уверен.

Фото из открытых источников

В ТЕМУ

А что будет с ценами на корма для животных?

Сергей Гавриков, владелец магазинов «КормТорг»:

— Пока каких-то существенных ценовых колебаний относительно своей продукции мы не ощутили. Увеличение закупочной стоимости комбикормов алтайского и красноярского производителя было ещё перед Новым годом. Это традиционное явление: ближе к весне склады начинают пустеть. В среднем цены поднялись на 3-8 процентов. В отличие от комбикормов, премиксы для крупного рогатого скота мы закупаем за рубежом, в России эту продукцию не производят. Закуп витаминов происходит еженедельно, так как это достаточно дорогой товар. Крайний раз закупались на прошлой неделе, плюс 1-1,5 процента к прошлой цене.

Наверное, в следующий раз «накинут» ещё процента два. Не думаю, что это как-то связано с событиями на Украине. Возросли транспортные расходы, стоимость упаковки, сырья – всё вяжется друг за друга и в итоге получаем то, что получаем. Магазин – конечная точка, от нас практически ничего не зависит в ценовой политике, «пляшем» от цен производителя. В этой ситуации считаю главным для бизнеса – поумерить свои аппетиты, не дать жадности одержать верх. Надеюсь, все предприниматели это понимают.

Автор