Рассказывать о молодых, активных и инициативных земляках всегда приятно. Особенно – если это девушка. Особенно – если она уже успела многого добиться. Компания «Экоэксперт», которой руководит Юлия Святуненко, существует всего один год, но за это время уже смогла реализовать 15 крупных проектов. Фирма базируется в Ачинске, однако работает по всей России: Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Ямало-Ненецкий автономный округ… Её специализация – консалтинг и аутсорсинг экологической деятельности предприятия. Если говорить «по-русски» – полное сопровождение предприятия в части экологии.
— Юлия Ивановна, как вообще становятся экологами?
— В моём случае это была, скорее, случайность. Даже учась в 11 классе, я ещё не знала, какую выберу профессию. В то время почему-то часто случались экологические катастрофы – случаи розлива нефти из танкеров, например, показывали по телевизору. И в этот момент я приняла решение: хочу быть экологом. Поступила в ачинский филиал Цветмета на специальность «Инженер по охране окружающей среды». Это сейчас профессия «эколог» на слуху, и на каждом крупном предприятии есть своя экослужба, а тогда об этом никто ничего не слышал. Даже преподаватели нам говорили: вряд ли вы устроитесь по специальности. И действительно: до того, как я стала экологом, поработала специалистом по охране труда, специалистом по промышленной и даже пожарной безопасности. Вообще за 15 лет освоила восемь разных направлений деятельности!
На последнем месте работы поняла, что мне уже не хочется быть простым исполнителем. Так я пришла к мысли открыть своё дело.
— Когда вы поняли, что всё стало получаться?
— Пожалуй, это случилось в ноябре прошлого года, когда я завершила серию контрактов и получила первую прибыль. С этого момента я полностью поверила в свои силы.
— Ваши клиенты – это кто?
— Это малые и средние предприятия. В крупный бизнес не лезу: там обычно есть финансовые возможности нанять себе отдельного специалиста или даже создать целую экологическую службу. А вот что касается малого и среднего бизнеса, то здесь как раз востребованы услуги, которые предоставляет наша компания.
— Экологическое законодательство в России – жёсткое?
— Очень жёсткое. И очень дорогое.
— Что вы имеете в виду?
— Его несоблюдение приводит к огромным штрафам. Гораздо дешевле принять в штат дополнительного специалиста, который отвечал бы за эту деятельность. Но взять на работу отдельного человека – значит, обеспечить ему зарплату, платить за него налоги. А расходов и без этого хватает. Да и нет на малых предприятиях такого объёма работы по экологическому направлению, который бы загрузил штатного сотрудника на полный рабочий день. Поэтому обычно эта нагрузка ложится на бухгалтеров или отдел кадров, для которых экология – тёмный лес. Что можно от них требовать? Тут нужны особые знания, особый опыт. Вот поэтому у меня и родилась идея заняться консалтингом и аутсорсингом экологической деятельности в помощь малому и среднему бизнесу. То есть предприятиям гораздо выгоднее нанять нашего специалиста, который выполнит разовую работу.
— В чём она чаще всего заключается?
— Провести аудит, создать экологическую базу, определить категорию предприятия, разработать пакет документов для надзорных органов. В дальнейшем организация может справляться самостоятельно, либо обращаться к нам за помощью лишь раз в квартал, а то и в год.
— Сколько времени занимает подготовка одного проекта?
— Всё очень индивидуально. Например, проект по отходам для небольшой фирмы я могу разработать за неделю, а подготовка полного пакета документов для предприятия средних масштабов может занять и полгода.
— Какие организации должны вести экологическую документацию?
— Те, которые что-либо производят. Даже магазины, детские сады и школы. Очень часто приходится сотрудничать с тюрьмами: за один год – пять контрактов с исправительными учреждениями.
— Погодите, а они-то что производят?
— Совсем не обязательно производить товар – обращение с отходами тоже относится к деятельности, которая регламентируется природоохранным законодательством. На многих предприятиях, кстати, об этом даже не подозревают – до момента проверки надзорными органами. Конечно, некоторые руководители действительно об этом не знают, но незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности.
— С какими организациями работать сложнее?
— С бюджетными. Вы даже не представляете, сколько там разных особенностей, которые норовят проявить себя в самый последний момент. Но всё-таки самые сложные случаи – это когда заказчик заключает со мной контракт и просто ждёт от меня через определённое время готовый результат. Но мне для работы нужен первичный комплект документов, чтобы разобраться со всеми процессами. А его чаще всего просто нет – никто и не думал этим заниматься. Чтобы хоть от чего-то оттолкнуться, мне приходится начинать работу буквально с нуля. Хорошо, если заказчики это понимают и идут навстречу. Я очень люблю такие проекты, когда я могу лично изучить всю документацию, побывать на предприятии, самой изучить все процессы. Ведь это тоже особый вид творчества. Для меня каждый новый проект – это как коробка с пазлами: я высыпаю их перед собой, потихоньку начинаю собирать… И получаю удовольствие, когда вижу перед собой полную картину.
— Как вы оцениваете, как эколог, состояние среды в Ачинске?
— Как максимально хорошее в существующих условиях. А условия заключаются прежде всего в том, что наш город – промышленный. И от этого никуда не денешься. Разве готов Ачинск отказаться от нескольких тысяч рабочих мест? От теплоэлектроцентрали, на которой практически полностью держится система жизнеобеспечения города? Думаю, вряд ли. Знаю, что на комбинате проводятся все природоохранные мероприятия, которые требует закон. Там регулярно осуществляется модернизация очистного оборудования, которая обеспечивает городу максимально комфортную экологическую обстановку. То есть мы видим своего рода компромисс между природой и человеческой деятельностью. Если по объективным показателям сравнивать Ачинск с Норильском, Красноярском и даже Минусинском – экологическая обстановка у нас значительно лучше.
— Хорошая экология – это не только чистый воздух или чистая вода, но ещё и зелёная среда, в которой мы живём…
— Вы совершенно правы. Но глупо отрицать, что с каждым годом Ачинск становится зеленее. В городе регулярно высаживаются деревья и кустарники. Взять тот же РУСАЛ с его ежегодной акцией «Зелёная волна»: на сегодняшний день у любой организации есть возможность принять в ней участие, бесплатно получить саженцы и высадить свою аллею. Мне кажется, что как раз с озеленением в Ачинске всё в порядке. Глобальную проблему я вижу в другом: мы слишком много мусорим. Только представьте себе, что пластиковый пакет, которым вы пользовались всего десять минут, чтобы принести из магазина покупки, будет разлагаться несколько сотен лет. Когда мне по роду деятельности приходится бывать на свалках, я понимаю, что человечество совершает преступление против природы. А значит – против самих себя. И спасти нас может только осознание ответственности за использование мусора, сокращение потребления одноразового пластика, ну и, конечно же, мусоросортировочные заводы.
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»