
Накануне Дня защиты прав потребителей в редакции «Города «А» побывал заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Ачинске Владимир Антоненко. Мы адресовали ему вопросы, которые задавали наши читатели, а между делом поговорили о том, какие права потребителей чаще всего нарушаются в нашем городе.
— Владимир Анатольевич, на что сейчас чаще всего жалуются ачинцы?
— Сейчас по почтовым ящикам активно распространяется реклама услуг по ремонту компьютеров. По звонку приходит человек, например, осуществляет чистку системного блока, потом называет серьёзную сумму – особенно если перед ним человек старшего поколения. Люди отдают эти деньги, но через некоторое время осознают, что услуга обошлась слишком дорого. К сожалению, привлечь таких «компьютерщиков» к ответственности очень сложно: во-первых, невозможно достоверно установить, какие именно работы были проведены, а во-вторых, стоимость услуг устанавливает сам исполнитель, и она государством не ограничивается. Поэтому хочется предостеречь граждан: цены нужно уточнять, что называется, на берегу. Желательно предварительно навести справки, сколько подобная услуга будет стоить в других фирмах.
В этом году было несколько обращений по поводу обучения маникюру, парикмахерскому искусству или, например, хореографии. Жители Ачинска заключают договор, но в силу разных причин – разочаровываются в уровне преподавания, меняются жизненные обстоятельства или понимают, что «не моё» – после нескольких занятий прекращают обучение. Но на просьбу вернуть остаток средств им отвечают отказом. Люди обращаются к нам, и в некоторых случаях дело даже доходило до суда. Поэтому хочу обратить внимание: если услуга была оказана не в полном объёме, потребителю обязаны вернуть средства за вычетом занятий, которые он посетил.
В последнее время много обращений связано и с изготовлением мебели. Чаще всего клиенту показывают образец, который ему нравится, и он подписывает договор, а его нужно очень внимательно прочитать. Иначе в результате он получает, например, столешницу совсем другой толщины, чем ему показывали на образце. В ответ на претензию ему демонстрируют договор, что прописана именно та толщина, которую он и получил. Поэтому ещё раз подчеркну: нужно внимательно изучать то, что подписываете.
Многие ачинцы попались на рекламу красноярских автосалонов, которые заявляют очень привлекательную стоимость транспортного средства. Однако на месте выясняется: такая цена действует только в том случае, если вы приобретаете машину в кредит. Человек соглашается, но в тело кредита ему «вшивают» дополнительные услуги и страховки, и в результате он даже переплачивает. Пара таких дел дошла до суда, и нам удалось вернуть потребителям деньги за навязанные услуги.
Напомню, что с недавних пор законодательство предусматривает так называемый «период охлаждения»: в течение месяца человек может отказаться от различных дополнительных расходов, понесённых во время оформления кредита – юридической помощи, страховок на дороге и так далее. Конечно, кредитор может под различными предлогами отказываться от этого, поэтому советуем не тратить время и нервы на личное общение, и отправить заявление по почте.
— От одной из наших читательниц поступил вопрос: распространяется ли на маркетплейсы законодательство о защите прав потребителей?
— Безусловно. Единственное – тот же «Вайлдберриз» или «Озон» выступают лишь в роли торговых площадок. Однако у них есть все данные о продавце и возможность открыть с ними электронный спор – то есть предъявить претензию. Чаще всего продавец решает проблему добровольно, но есть случаи, когда потребители оказывались недовольны решением и обращались к нам – дело доходило до суда. Благо, законодательство предусматривает возможность подачи иска по месту проживания покупателя. Напомню, что от пошлины потребители освобождены. То есть, по сути, человеку нужно лишь отправить исковое заявление ответчику и в суд, и затем прийти на заседание. Очень часто продавец охотно идёт на мировое соглашение, потому что если суд встанет на сторону потребителя, то продавцу придётся заплатить ещё и крупный штраф.
Ну и раз уж мы заговорили об интернет-магазинах: это реалии нынешнего дня, и бояться делать там покупки, конечно, не нужно. Но и нельзя забывать об осторожности: прежде чем решиться на покупку, почитайте отзывы – человеку, владеющему компьютером и смартфоном, найти такую информацию в сети достаточно просто.
— Ирина Николаевна спрашивает: «Собиралась начать весной строительство бани. Но когда понаслушалась про разные случаи, когда люди платили деньги, а остались ни с чем – стало страшно. Как выбрать надёжного подрядчика?».
— В данный момент наши специалисты как раз занимаются двумя такими случаями. Причём один потребитель обратился к подрядчику, с которым ранее уже сотрудничал, и остался доволен. Но во второй раз ему не повезло: предоплата внесена, а объект до конца так и не построен – подрядчик исчез. Ну а поскольку заказчик ему доверял, все отношения строились без оформления документов.
Совет могу дать такой: если вы планируете строительство – для начала внимательно изучите рынок: какие фирмы оказывают эти услуги, отзывы клиентов. Убедитесь, что это действующее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Ну и договор с детально прописанными условиями – это само собой. Нередки случаи, когда он заключается с физлицом – но тогда нужно понимать, что в случае чего взыскать с него средства будет сложнее.
— Изменились ли функции Роспотребнадзора за последнее время?
— Если взять, например, пятилетний период – то очень сильно. Например, теперь мы не можем выйти на проверку без согласования с прокуратурой – только если ситуация угрожает жизни и здоровью граждан. Сейчас Роспотребнадзор – это в первую очередь именно надзорный орган.
В частности, в магазинах розничной торговли не обязательна Книга отзывов и предложений, хозяйствующие субъекты теперь могут вести на своё усмотрение. В ближайшее время площадку для отзывов планируется разместить на Госуслугах. Вообще, цифровые ресурсы начинают играть всё большую роль: например, многим известно такое мобильное приложение, как «Честный знак». Потребитель может с его помощью отсканировать QR-код на товаре, и в случае несоответствия информации, которую он увидит в приложении фактической ситуации, сообщить о нарушении. Мы эту жалобу видим и обязательно её отработаем – в том числе можем, уведомив прокурора, выйти на контрольную закупку. Кстати, цифровые технологии также помогают выявлять и контрафакт, и торговлю мимо кассы. А штрафы сейчас очень серьёзные: например, с 14 февраля на продавца – до 150 тысяч рублей, на ИП – 500 тысяч, на юрлицо – до полутора миллионов с конфискацией предметов административного правонарушения.
— Пишет Татьяна Николаевна: «Недавно приобрела кусачки для педикюра – а дома оказалось, что они настолько тупые, что даже бумагу не режут. Принесла в магазин претензию, а мне ответили, что я должна была указать на недостатки товара ещё до его покупки!».
— По закону вы всё сделали правильно: написали претензию. По сути, вам отказали, поэтому сейчас вы имеете полное право обратиться в суд, где назначат экспертизу товара. Нести все расходы, связанные с нею, будет продавец. Если экспертиза состоится в вашу пользу – тогда и решение суда будет соответствующим. Но если же специалист установит, что недостатки товара – это не производственный, допустим, брак, а вызван его неправильной эксплуатацией, то продавец имеет право взыскать свои расходы с потребителя. Но поскольку, как вы говорите, кусачки даже не использовались – думаю, у вас есть все шансы выиграть дело. Можете обратиться к нам – мы проконсультируем, дадим проект искового заявления, вам нужно будет его просто заполнить. Наш адрес: улица Льва Толстого, 23, кабинет 2-9. Также проект иска можно скачать на сайте Роспотребнадзора.
— Наша читательница Ольга оставила такой вопрос: «Мне подарили абонемент в фитнес-зал на полгода. Я два раза побывала – мне не понравилось: попросила вернуть деньги. Но мне отказали: дескать, это ваша вина, раз не хотите ходить. В таких случаях что-то можно сделать?».
— Это довольно распространённая ситуация в Ачинске, и дело касается не только абонементов в фитнес-залы и спортклубы, но и сертификатов, которые принято дарить на праздники. Конечно, деньги за неоказанную услугу должны вернуть, это даже не обсуждается. Кроме того, хозяйствующий субъект не вправе ограничивать возвращение средств каким-то периодом: деньги вам должны отдать хоть через год, хоть через два. Кстати, на уроках финансовой грамотности, которые я веду в школах, часто даю детям такое «домашнее задание»: найти у родителей ненужный подаренный сертификат, пойти в магазин и вернуть деньги.
Тоже стоит почитать
Владлен Власенко: «Человек должен понимать, что здоровье нужно прежде всего ему самому»
Евгений Кусков: «2024 год – год новых свершений в полиции Ачинска»
Александр Тодинов: «Обеспечение верховенства закона и защита прав и свобод человека являются приоритетными направлениями работы Ачинской транспортной прокуратуры»