Нужны ли в учебном заведении уроки полового воспитания? Мнения родителей и специалистов
На днях в СМИ опубликовали новость – педагога одной из питерских школ заставили уволиться из-за того, что она вела в одной из соцсетей блог про половое воспитание детей. Разгорелась дискуссия. Одни высказались «за»: кто-то ведь должен доносить до детей информацию «про это». Другие оказались категорически против, считая, что место для подобных разговоров исключительно в семье. «А» обсудила эту тему с психологом, врачом и родителями.
«Не делайте на этом акцент»
Елена Попова, школьный психолог Лицея № 1, сомневается, что уроки полового воспитания в современных школах могут «прижиться». Во-первых, общество к такому откровенному разговору пока не готово. Во-вторых, нет хорошей образовательной базы, на которую могли бы ориентироваться педагоги:
— Сегодня нет сертифицированных образовательных программ в этом направлении. А брать на себя ответственность и преподносить детям такую важную тему, не имея достаточных знаний, думаю, не стоит. Я больше склоняюсь к тому, что школа может участвовать в половом воспитании учеников через просвещение родителей: некоторые мамы и папы достаточно плохо ориентируются в вопросах: как выстроить и в каком возрасте заводить разговоры «про это», на чём акцентировать внимание и так далее.
— А у детей действительно есть проблемы с половым воспитанием или эта тема незаслуженно раздута?
— Проблемы и вопросы в сфере полового воспитания возникают как у школьников, так и у родителей. Не скажу, что ко мне с такими вопросами выстраивается очередь, но запрос есть.
— С чем обращаются, если не секрет?
— Приходили родители, которых волновали вопрос мастурбации. Если говорить про подростков, то у них случаются проблемы с самоопределением своего пола, размытостью половых предпочтений и другие.
— Не все родители могут поговорить с ребёнком «про это», и дети черпают информацию в Интернете. Хорошо или плохо, что сегодня есть такой «подсказчик»?
— Смотря какого возраста дети. Обычно они начинают интересоваться физиологией, вопросами отношений между полами где-то в 8-10 лет. В этом возрасте у них ещё в достаточной мере не сформировано критическое мышление, и отсортировать информацию, полученную в Интернете, они не могут. Подростки, например, уже в силах более-менее отличить правду от неправды. По крайней мере, у них есть чёткое понимание, что не всё в Интернете можно принимать за чистую монету.
— Дайте совет, как «качественно» поговорить с ребёнком «про это».
— Главный совет – не нужно на этой теме делать акцент. Прочли с ребёнком энциклопедию про животных, про космос, перешли к энциклопедии про отношения между мальчиками и девочками. Сейчас в продаже очень много хорошей литературы от квалифицированных специалистов. Разговоры на тему полового созревания должны быть обыденными, ничем не отличающимися от других тем.
«О менструации должны знать и мальчики»
Заместитель главного врача по акушерству и гинекологии Краевого центра охраны материнства и детства № 2 Ирина Ермакова уверена, что тема полового воспитания должна подниматься всем окружением ребёнка. И в первую очередь родителями. По мнению Ермаковой, половое воспитание должно преподаваться в школе в виде организованных, тщательно подготовленных лекций или курсов.
— Можно было бы рассказывать детям о половой неприкосновенности, способах контрацепции. Школьники должны получать информацию о половом созревании и о том, как меняется их тело, о воздержании, контрацепции, ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путём. Уроки полового воспитания могут быть разделены между несколькими предметами, например, биологией и обществознанием. Кстати, современные специалисты говорят о том, что классы не надо разделять по половому признаку: о женском здоровье и менструациях должны знать не только девочки, но и мальчики. Такой подход формирует более простое и здоровое отношение к женскому здоровью.
— В разговоре «про это» должны принимать участие врачи?
— Конечно, все врачи, работающие с детьми: педиатры, детские гинекологи и урологи, дерматологи должны вести просветительскую деятельность и отвечать на вопросы взрослеющих пациентов и их родителей.
— Как считаете, Интернет помогает в вопросах полового просвещения или, наоборот, мешает?
— Интернет – как источник информации – нельзя оценивать однополярно, как добро или зло. Важно, чтобы ребёнок мог найти полезные и нужные знания, дающие понятные ответы на его вопросы, но в то же время необходимо постараться оградить его от нежелательного контента.
— Вы, как врач, наверняка знаете, во сколько лет подростки начинают жить половой жизнью?
— Более 60% россиянок начинают жить половой жизнью до того, как достигли 19-летнего возраста. При этом 70% девушек-подростков признаются, что хотели бы знать о контрацепции больше.
Момент Х
Мы спросили мнение у родителей об уроках полового воспитания в школах. Оказалось, большинство мам – за то, чтобы с их детьми педагоги вели разговоры «про это».
Лилия, мама двух сыновей, 7 и 14 лет:
— Такие уроки в школах должны проводить медработники. Пусть расскажут детям про контрацепцию, заболевания, передающиеся половым путём, и так далее. Мы пока с детьми «про это» не разговаривали, но, думаю, время пришло. Наверное, закажу в Интернете какую-то профессиональную литературу на тему полового воспитания, чтобы дать её ребёнку на самостоятельное изучение.
Марина, мама 14-летней дочки:
— Моя дочь, конечно, обо всём уже знает, я в этом уверена: любую информацию сейчас можно найти в Интернете. Мы можем с ней обсудить какой-то вопрос «про это», такие темы не являются в нашей семье запретными. Уроки полового воспитания, думаю, в школе были бы не лишними.
Елена, мама 11-летнего школьника:
— Если проводить подобные уроки в школах, то педагог должен не только обладать достаточной квалификацией, но и вызывать доверие у детей. Хотя я всё же считаю, вопросы полового созревания – ответственность родителей. Сама я ещё не решила, в каком формате подать информацию сыну: купить хорошую книгу или поговорить с глазу на глаз.
Алёна, мама 8-летней дочки и 15-летнего сына:
— С сыном мы открыто обсуждаем все темы. Разговаривала и с ним, и с его девушкой обо всех последствиях. Считаю, уроки секс-просвещения в школе необходимы. Проводить их должен классный руководитель: дети его частично воспринимают как друга.
Фото: «Город «А» и открытые источники
Тоже стоит почитать
«Верните нашу Зою Николаевну!»
Определяем лучших
Яблоневому саду – быть!