Два номера назад мы рассказали о ситуации в посёлке Мазуль. Здесь, на улице Металлургов, регулярно образовывается огромная куча отходов деятельности жителей частного сектора. Преимущественно она состоит из ботвы, веток и огородных сорняков. Как выяснилось, «Эко-Транспорта» регулярно её очищает. Учитывая, что к данной площадке сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО) «прикреплено» около 100 домохозяйств, по нормативам, установленным министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, региональный оператор должен в месяц вывозить отсюда не больше 21 кубометра ТКО. Но мало того, что по факту этот объём гораздо выше, так ещё и основная составляющая свалки – отходы растительного происхождения, которые по закону не относятся к твёрдым коммунальным отходам и регоператором вывозиться не должны.
МОЖЕТ, ВСЁ-ТАКИ В МЕШКИ?
Спустя некоторое время после того, как представители «Эко-Транспорт» очистили территорию, мы ради эксперимента вернулись на улицу Металлургов. Несмотря на то, что регоператор в эти дни вывозил отходы строго по графику, на площадке наблюдается привычная, к сожалению, картина – до краёв заполненный контейнер и горы мусора рядом…
Данная ситуация не устраивает ни жителей улицы Металлургов, ни предприятие, ответственное за вывоз ТКО, ни власти. Что же делать? Обсуждаем возможные варианты решения проблемы с руководителем Ачинской технологической зоны регионального оператора по вывозу твёрдых коммунальных отходов «Эко-Транспорта» Сергеем Лысенко.
Самый кардинальный вариант – вообще демонтировать мусорный контейнер и перейти на мешковой способ сбора ТКО. Именно так вывозятся отходы у большинства жителей Мазули: в определённое время люди выносят пакеты на обочину, чётко по графику за ними приезжает машина и увозит. Потребители привыкли и довольны, нареканий к работе «Эко-Транспорта» у них нет.
— Возможно, нам стоило и на улице Металлургов убрать контейнер, закон это позволяет, потому что контейнерная площадка в данном месте, строго говоря, не обустроена, – рассуждает Лысенко. – Но мы прекрасно понимаем: уберём «мульду» – появится несанкционированная свалка, ведь люди как носили сюда отходы, так и продолжат носить. В плане объёмов ничего не изменится, а задачу мы себе только усложним: сейчас хотя бы какая-то часть отходов находится в контейнере, который мусоровоз может просто заменить на пустой. С дороги собрать все эти ветки, ботву и прочие отходы – сложнее, спецтехнике требуется гораздо больше времени.
А что если регоператор в какой-то момент просто перестанет заниматься благотворительностью? По нормативу он должен забирать ТКО с улицы Металлургов три раза в месяц – вот и будет следовать графику, ведь вывоз мусора сверх нормы ему никто не оплачивает.
— А вы представляете, во что тогда превратится территория? – задаётся риторическим вопросом специалист «Эко-Транспорта». – Мы наводим здесь порядок еженедельно. Причём только вывезем – через два-три дня опять всё в мусоре. Конечно, нам экономически невыгодно работать сверх нормы. Но когда просят, и если в наших силах – всегда идём навстречу. Повторюсь, мы не сторонники кардинальных мер. Однако стоит понимать, что ресурсы предприятия всё-таки небезграничные.
ТОЛЬКО НЕ В КОНТЕЙНЕР!
— Получается, горы мусора возле контейнера на улице Металлургов – это несанкционированная свалка. И её ликвидацией должен заниматься муниципалитет. Правильно?
— Так оно и есть. По закону регоператор отвечает только за то, что находится в контейнере. Горы отходов возле него – это уже зона ответственности муниципалитета. Ликвидацией несанкционированных свалок занимается администрация города: либо своими ресурсами, либо заключает договор со сторонними организациями. Это может быть как регоператор, так и любая другая компания, имеющая соответствующую лицензию.
— Что же всё-таки делать с этой свалкой?
— Просто жителям нужно соблюдать несложные правила утилизации отходов – перестать тащить со своих приусадебных участков в контейнер для ТКО всё, что попадётся под руку: помидорную и огуречную ботву, сухие ветки, старый картофель и даже опавшие листья. Практически любые разновидности растительного мусора можно утилизировать в компостной яме – получится прекрасное удобрение для огорода. Это и проще, и эстетичнее: не нужно постоянно наблюдать возле своих домов огромную свалку.
— Но не каждая ветка годится для компостной ямы…
— В таком случае её можно просто сжечь. Есть широко распространённое заблуждение, что на приусадебных участках делать этого нельзя – на самом деле можно, но только соблюдая требования пожарной безопасности: поместить отходы в металлический бак, установленный не ближе пяти метров к строениям, убрав все горючие материалы, которые могут находиться поблизости.
— Помимо растительных отходов, частный сектор часто выбрасывает на площадку ТКО и строительный мусор. Это неправильно, но что с ним делать?
— Действительно, строительный мусор не относится к твёрдым коммунальным отходам. Чтобы его утилизировать, необходимо также заключить договор со специализированным предприятием.
ОПЕРАЦИЯ «УТИЛИЗАЦИЯ»
Огородные дела практически подошли к концу. Региональный оператор, хоть и не должен, но весь растительный мусор с контейнерных площадок собрал и вывез. Казалось бы, проблемы остались позади. Ошибаетесь! Впереди у «Эко-Транспорта» следующая сезонная напасть – горячая зола.
Если летом в частном секторе топятся только бани, то сейчас, с наступлением холодов, жители начали отапливать ещё и дома. Высыпать золу на проезжую часть, тротуары и другие места общего пользования – нельзя. Если зола древесная – её можно применить в качестве удобрения; зола от угля для этого совсем не годится. Что же с ней делать? Конечно, утилизировать – но с соблюдением определённых условий. Сначала её нужно полностью остудить, поместить в плотный пакет, завязать и выбросить в контейнер для мусора. Почему правила утилизации так важны: если золу не остудить – загорится контейнер и впоследствии придёт в негодность. А плотный пакет нужен для того, чтобы не допустить рассыпания и распыления.
— Горячая зола очень часто становится причиной возгорания контейнеров, мусоровозов или полигона ТКО. Например, только за прошлую зиму спецтехника загоралась больше 20 раз, приходилось даже вызывать пожарных, – вспоминает Сергей Лысенко. – После этого мы дали водителям чёткое указание: видишь тлеющий контейнер – проезжай мимо. Разумеется, жители потом звонят нам с вопросами: почему не вывезли мусор? Объясняем, что в контейнере находилась горячая зола, и такие ёмкости, во избежание опасных инцидентов, мы не вывозим. Представьте, что может произойти, если возгорание случится не где-нибудь по пути на полигон, а в частном секторе? А если пламя перекинется на строение или на другой транспорт? Но избежать подобных ЧП очень просто: нужно просто следовать правилам утилизации коммунальных отходов.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены