На вечеринке в честь дня рождения подруги я разговорилась с супругом именинницы Игорем (имя изменено), а по совместительству – инструктором по вождению в одной из ачинских автошкол. Поводом для разговора послужил такой случай. Недавно мою знакомую оштрафовали на 5000 рублей на железнодорожном переезде по улице Профсоюзной.
Напомню, по той ветке железной дороги возят продукцию мелькомбината на станцию Ачинск-2. Шлагбаума и светофора не установлено, но есть знак «Движение без остановки запрещено». Знакомая рассказывала, что в тот вечер возвращалась из посёлка Горного домой, смеркалось, дорога там плохая – яма на яме.
— Я слушала музыку, подпевала, неторопливо ехала и смотрела на дорогу, чтобы не угодить в выбоину и не повредить колесо. И тут этот злосчастный переезд. Притормозив и проехав его, в стекло заднего вида вижу свет проблесковых маячков: да-да, прижаться вправо и остановиться говорили именно мне! – смеялась знакомая. – Оказалось, я, как выразился инспектор, «не остановилась четырьмя колёсами» перед знаком… А только затормозила.
Пикантность истории состоит ещё и в том, что данный штраф с 1 мая этого года по указу президента Владимира Путина не делится пополам при оплате через «Госуслуги». То есть оплатить его надо целиком.
— Ну вот смотри, Игорь, практически никто там не останавливается, даже сотрудники ППС. Мой коллега недавно ехал через тот переезд и решил проверить данное правило: остановился, а ехавший сзади «УАЗ» еле затормозил – то есть понятно, что не ожидал от впереди едущего водителя такого казуса и останавливаться не собирался.
— Правило есть правило – я сам тоже всегда там останавливаюсь и прекрасно вижу, что никто практически этого не делает. Меня научил опыт: в Алма-Ате, откуда я родом, был переезд без светофора и шлагбаума, после которого, за углом, всегда стояли гаишники и штрафовали. Так в то время и штраф был не «пятак», как сейчас. Но эта ситуация приучила соблюдать правило.
Понимаешь, это как, например, с сигналом поворота. Ответь мне: когда ты включаешь «поворотник»?
— Когда собираюсь совершить манёвр.
— Умница. А если точнее: при выборе направления движения. То есть если у тебя есть выбор, куда поехать, и не важно – по главной дороге двигаешься или нет, ты должна показать поворот. Если в тебя въедут, а ты не показывала поворота – они будут правы. Если показывала – ты права.
— Я если честно, на автомате всегда показываю, как ты говоришь, направление движения. Даже в тихих районах – и горда этим.
— Но если дорога одна и просто петляет – эта процедура бессмысленна.
— Расскажи о каких-то фишках, моментах, которые знают не все. Или что тебя как водителя поражает.
— Такой момент – парковаться перпендикулярно тротуару можно лишь в тех местах, где стоит знак «Парковка». На практике ни разу не видел, чтобы за это штрафовали – всё-таки с парковками в Ачинске туго. Но на экзамене за это спрашивают строго.
— А как я должна припарковаться в кармане на 2-3 машины, – вдоль дороги?!
— Именно.
— Как ты стал инструктором?
— У меня большой водительский опыт: от Чёрного до Карского морей, зимник на Ямале и в Ханты-Мансийске – в общем, исколесил всю Россию. Часто работал вахтой и добирался до места на авто. Причём водить я начал не сразу. Помню, после того, как получил права, сел за руль – и мне показалось это дело очень сложным: столько действий надо совершить одновременно (Смеётся.). А потом, лет через 8, был в гостях, в деревне, повезли что-то в соседнее село, и мне кум предложил сесть за руль «шиньона». Я сел – и поехал, к своему удивлению.
— Всем ли нужны права?
— Сдать на права надо всем – чтобы было. А начнёт ли ездить человек или нет – дело второе.
— Нынешние курсанты автошколы – какие они?
— Разные. Есть у меня в ученицах женщина 40 лет, так вот ей я бы рекомендовал ещё «подрасти»: не понимает она как ездить, хоть тресни! А есть девчонки молодые, 18-19 лет – едем, к примеру, по дороге с односторонним движением, и я им предлагаю выбрать место для разворота… И они берут и разворачиваются! Или говорю выбрать место для парковки – выбирают такой карман, где парковаться нельзя – таких полно в старом центре. И сразу – в слёзы, губы, руки дрожат.
— Повышаешь голос на курсантов?
— А кто я такой, чтобы повышать голос? Да ещё и на малолетних. Не имею право. К тому же прекрасно понимаю их состояние: стресс от дороги, да ещё орут.
— Опасные ситуации бывали на дороге?
— Да полно. Ну а как иначе научишься водить? В город везу только после освоения пригорода. Выгоняю их на объездную, они у меня едут 90 км/час, чтобы они привыкали к скорости, к машине, к реальной ситуации. Лучше он пусть со мной привыкнет, чем без меня полетит под машину и не будет знать, что делать.
Считаю, давать опыт вождения на трассе необходимо. В городе сложнее – много отвлекающих факторов: перекрестки, светофоры, дорожные и работы и главное – люди.
Но даже на трассу я вывожу курсанта после отработки по просёлочной дороге – когда человек научился работать коробкой. Однажды ехали по Дзержинского, и на повороте в Шанхай, к магазину «Мирон», девочка у меня заглохла, а по встречке – машина. В таких ситуациях я всегда строго командую – давить на газ, а со сцеплением и рулём работаю я, чтобы уйти от удара.
— Выработалась ли у тебя за время преподавания своя стратегия в обучении?
— Я стараюсь действительно научить ездить, чувствовать машину, правильно работать со сцеплением, в случае если что-то сломалось – уметь тормозить коробкой. Вот ты училась на механике, да? Перед поворотом ты всегда включала пониженную передачу. Если замечала – машина приостанавливалась после отпускания сцепления. Это и есть – тормозить коробкой или, ещё говорят, двигателем.
Вот, например, ты едешь либо в горку, либо на обгон на опережение на пятой передаче и чувствуешь, что у машины не хватает мощи для обгона. Как ты её обгонишь? Ты включаешь пониженную передачу – с пятой на четвёртую, у тебя увеличиваются обороты двигателя, и тогда получается обогнать. После завершения манёвра снова переключаешь на пятую и продолжаешь движение. Таким образом ты работаешь коробкой, и машина ускоряется.
Есть девчонка молодая – я её научил трогаться на второй передаче, из-за случая, когда она заглохла на перекрёстке. И недавно была ситуация. Мы откатываем часы, и тут пацаны молодые рядом встали и давай перед девчонкой понтоваться. Я ей говорю: ставь вторую передачу, задерживай сцепление и добавляй газу. Я ей разрешил набрать 50 км на второй передаче и переключиться на четвёртую. То бишь, пока пацаны с первой – на вторую переключались, со второй – на третью, с третьей – на четвёртую… Она со второй – на четвёртую, и ушла. В общем, уделала их.
— Эта манипуляция разве не портит движок?
— Изредка, в исключительных случаях, на оборотистых двигателях, можно.
— Каков процент сдающих на экзаменах?
— Из восемнадцати человек – сдаёт один. Я всё понимаю: инспектор в форме рядом, от этого – волнение, стресс, но не надо тупить! Из-за скованности и тупят. Я всегда говорю: расслабься. Изо всех сил. И всё будет хорошо.
Фото из открытых источников
Тоже стоит почитать
Тайны больше нет: интервью с сотрудницей детективного агентства
Ни хвоста, ни чешуи!
«Люди перестали держаться за свои рабочие места, даже с хорошей зарплатой и условиями труда»