Криптовалюта, биткойн, майнинг – для многих ачинцев это до сих пор термины из какой-то загадочной и непонятной компьютерной жизни. А вот жителям одного из домов Юго-Восточного района весь этот виртуальный прогресс без спроса заявился прямо в квартиры и сильно ударил по карману.
Загадочная квартира
До 2019 года в этом доме не было общедомового прибора учёта электроэнергии, и все жители оплачивали электричество, которое уходит на освещение подъездов, по нормативу. Выходило по-божески – в среднем по 50 рублей с квартиры.
Но вот установили общедомовой прибор учёта, и выяснилось, что на нужды дома на самом деле расходуется гигантское количество электричества: примерно 5000 киловатт в месяц! Их начали раскидывать по всем квартирам и вышло, что теперь собственники должны платить уже не по 50, а до 550 рублей в месяц. Нехило так!
Жильцы вместе с управляющей компанией начали разбираться, почему это произошло. Сложили суммарное потребление всех квартир, добавили расход на освещение подъезда (а это всего лишь 16 энергосберегающих лампочек и 2 подъездных фонаря) – ну никак не выходит 5000 киловатт! Куда же утекает электричество?
Инициативная группа обратила внимание на квартиру № 30, где постоянно работал кондиционер. При этом хозяин квартиры почему-то подавал в «Красноярскэнергосбыт» практически нулевые показатели. Кроме того, по ночам, когда всё вокруг затихало, из квартиры можно было явственно услышать шум работающего оборудования.
У жильцов появилось подозрение: владелец помещения что-то подключил в обход счётчика. Но что именно? Проблема в том, что проверить ничего нельзя: счётчик находится не на лестничной площадке, а в квартире – и это не запрещено законом. А дверь никто не открывает.
Вызвали специалистов из управляющей компании, те подключили свои приборы к силовым кабелям, которые ведут в квартиру № 30, и подтвердили подозрения жильцов: она потребляет электроэнергии больше, чем все остальные квартиры дома, вместе взятые!
— Такие проверки проводились несколько раз, есть соответствующие акты, – подтвердили нам в управляющей компании. – Но мы не можем никак доказать, что в квартире действительно работает оборудование, потребляющее большое количество электричества, потому что попасть в неё не можем. Написали заявление в «Красноярскэнергосбыт»: менять и обслуживать электросчётчики имеет право только эта организация. Энергетики нам ответили, что тоже не имеют права менять у собственника счётчик, пока тот сам не обратится к ним с заявлением. Сейчас написали письмо повторно – ждём, что ответят.
Ферма без скота
Тем временем собственники квартир начали собственное расследование. Они проконсультировались со знающими людьми, которые им подсказали: вероятнее всего, в квартире № 30 производится криптовалюта – биткойны или что-то похожее.
Не будем углубляться в технические тонкости – мы и сами в них, если честно, не особенно разбираемся. Знаем только, что для этого нужны компьютеры с мощными видеокартами. Несколько таких компьютеров, производящих виртуальную валюту, называются фермой (ничего общего с животноводством такая ферма, разумеется, не имеет). А процесс добычи криптовалюты – майнингом. Помимо самой техники, огромное количество электроэнергии потребляют и кондиционеры, которые должны охлаждать постоянно работающее оборудование.
Само по себе производство криптовалюты незаконным не является – точнее, закон этот процесс никак не регламентирует. Ведь с технической точки зрения в квартире просто установлено несколько компьютеров – это у нас не запрещено. А вот воровство электроэнергии – это уже криминал чистой воды. Правда, его сначала нужно доказать. Но чтобы это сделать – нужно попасть в квартиру. Замкнутый круг получается…
Помимо этого, майнинговая ферма таит в себе ещё одну опасность: электрические сети жилого дома обычно не рассчитаны на такое потребление энергии, и однажды проводка может просто не выдержать и замкнуть, что приведёт к плачевным последствиям.
Лишь бы платили
Так что же делать бедным жильцам? Дальше покорно оплачивать чей-то прибыльный бизнес и ждать, когда случится пожар? Нет, люди пошли в «Красноярскэнергосбыт» с требованием разобраться, кто и каким именно способом ворует у них электричество. Вскоре сбытовая организация прислала ответ: в результате внеплановой проверки никаких нарушений не выявлено. Правда, при этом отметила, что в квартиру № 30 её специалисты тоже не попали (интересно, в чём же тогда заключалась проверка? – Прим. ред.).
Жильцы проявили настойчивость: вновь пригласили специалистов Энергосбыта к себе. Те пообещали приехать, но назначенному времени так никто и не явился. В общем, стало понятно: сбытовой организации всё равно, куда на самом деле уходит электричество – лишь бы люди им исправно его оплачивали.
После этого жители поняли, что таким путём они правды не добьются, и написали заявление в правоохранительные органы. К моменту подготовки статьи в полиции сообщили, что проверка по обращению уже проводится: «К материалу приобщены акты проверки энергоснабжения жилого дома. Участковым уполномоченным полиции проведён дополнительный опрос жителей, которые пояснили, что в квартире посторонних шумов нет, кто там проживает – не знают. В настоящее время изучаются все материалы проверки, устанавливается лицо, проживающее в данной квартире. После чего будет принято решение в соответствии с действующим законодательством».
Жители в ожидании официального ответа попытались действовать примерно таким же путём, как и тот, кто их обирает: проходя мимо щитка, просто обесточивали квартиру. Но её хозяин быстро возвращал рубильник в исходное положение, а потом и вовсе установил на лестничной площадке камеру видеонаблюдения.
Что ж, понаблюдаем за этой ситуацией и мы – ждите продолжения.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены