В рубрике «Исторический проспект», вышедшей ко Дню города в июне, мы публиковали ретро-фото Ачинска. На одном из снимков была изображена школа№ 34. Здание построено в 30-х годах ХХ века на станцииАчинск-2 и стало центром притяжения всей окрестной ребятни. Нам позвонила постоянная читательница, педагог с 40-летним стажем, ветеран труда Тамара Андреевна Козуленко и рассказала о годах учёбы в этой школе.
Школа была средней и относилась к Красноярской железной дороге. Расположена сразу за железнодорожными путями, практически на окраине посёлка, на улице Коминтерна, 32 «А». Утром, когда мы приехали на место, тут было безлюдно. Двор строения охраняет местный пёс. В палисаднике растут шикарные розы…
Узнать здание со снимка оказалось непросто – сейчас кирпичная кладка скрыта под слоем штукатурки, к тому же в здании теперь живут люди.
«Пролезали под вагонами»
— Начальную ступень я окончила в 13-й школе по улице Советской, а в 34-ю перешла в 1955 году. Это был последний выпуск с десятью классами, затем утвердили «одиннадцатилетку», – говорит Тамара Андреевна. – Я жила недалеко, в доме 35, и мне не приходилось преодолевать железную дорогу, как другим ученикам. А многие ведь добирались с Манкевича, из района мелькомбината и других. Перелезали под вагонами, кто-то обходил. Учились в школе и ребята из детдома, располагавшегося рядом.
В 1935 году построили мелькомбинат. Рядом стоял дом ИТР – для инженерно-технических работников, там жило начальство. Были крупозавод, элеватор, хлебная база… Виадук построили, наверное, в 1959 году. Спускаешься с него – и сразу стояли железнодорожный клуб и амбулатория. Даже удивительно, насколько тут было шумно и активно. Рядом со школой стоял детдом, на территории которого был сад: плодовые деревья и ягодные кустарники. Сейчас это здание также жилое.
Школа жила полноценной жизнью… Вся молодёжь крутилась вокруг учителя физкультуры Вадима Александровича Бгашева.
— Ребята наши любили проводить время в спортзале – всё там было: и кольца, и маты, и «козлы», и шведская стенка. Но главное, Вадим Александрович умел сплотить вокруг себя людей, с ним было интересно, а ещё он хорошо играл на гитаре. Мы с ним ездили на соревнования не только в ближайшие города – Красноярск, Назарово, Ужур, Мариинск, но даже в Иркутск. Помню, он предложил построить возле школы стадион, и ребята с удовольствием включились в работу. Сейчас, к сожалению, на этом месте – свалка. Горько это видеть.
Также в школе был радиоузел, по которому чествовали отличившихся за неделю учеников, поздравляли с праздниками.
Была активно развита самодеятельность: ездили на смотры школьных коллективов в другие города. Помню, на таком смотре мы с подругой не заняли места только потому, что исполнили песню про любовь – «нешкольного репертуара» (Смеётся.). Был у нас и драмкружок, где ставили пьесы, и сад, в котором ребята проходили практику. А какие в школе пекли вкусные булочки, заварные калачи и пирожки – пальчики оближешь! И стоили они копейки.
Учителя из Ленинграда
Своих учителей мы не просто любили – обожали. Умные, образованные, интеллигентные… Педагоги приезжали даже из Москвы и Ленинграда. А как одевались! Была у нас завуч из города на Неве – статная, всегда нарядная, с причёской. На ней, такое было ощущение, даже костюм не мялся – одним словом, из Ленинграда. Учитель начальных классов Клавдия Брониславовна Сочивко – мне запомнились её платье из крепдешина, жакет, брошь в виде розы. Две учительницы английского языка – Клара Лукьяновна, Жанна Фёдоровна – тоже были родом из Ленинграда.
Хочу перечислить и других наших педагогов, которых помню: Антонина Никитична Нечаева, Берта Иосифовна Леонович и Эмилия Бернатовна Сидорович вели русский язык и литературу, Пётр Демьянович Полагай – географию, Лидия Александровна Соколова – физику, Мария Фёдоровна Савченко – историю, Надежда Александровна Горностаева – химию, биологию, Фаина Васильевна Сиделева – ботанику, Любовь Ивановна Гордо – немецкий язык, Пётр Григорьевич Володько – труд. Директором школы был Борис Александрович Савченко.
А другой трудовик, к сожалению, не помню его имени, водил нас на АГК, показывал нам, девчонкам, как устроен грузовик, вместе с ним класс помогал при строительстве интерната. Была в школе и экспериментальная лаборатория, где трудились физик Богомолов (имени тоже не припомню) и его брат-лаборант: уроки физики всегда начинались оригинально, отнюдь не со скучного опроса по домашнему заданию. Преподавание было на высшем уровне. Очень благодарна этой школе, большое ей спасибо!
Сейчас у директоров много заместителей, в школе работают психологи, социальные педагоги, и все завалены бумажной работой – это, считаю, большой минус современного образования.
Достойные выпускники
Тамара Андреевна показывает общий снимок класса:
— В центре – Лидия Степановна Сенько, учитель математики и наш классный руководитель. А вот это – я. В классе учились 28 человек – 12 парней, 16 девушек. И все ребята стали достойными людьми: четверо выучились на врачей, двое получили высшее пожарное образование, один работал в экспериментальном цехе на АГК, трое стали машинистами тепловоза, трое – педагогами, были и инженеры. Многих, к сожалению, уже нет в живых. Я 15 января 1968 года поступила на работу в вечернюю школу, преподавала историю, перед выходом на пенсию работала в Центре образования на Льва Толстого.
Почему не стало школы № 34? Постепенно население старело, упала рождаемость, детей в этом районе стало меньше. Когда в 60-х годах в Солнечном построили 10-ю школу, средняя ступень переместилась туда, а в 34-й осталась «началка». В «перестройку» в здании была школа машинистов, а затем его отдали под заселение.
Уважаемые читатели! Если вы хотите прогуляться с нами по вашим любимым местам и рассказать о них, звоните в редакцию по телефону 8 (39151) 5-83-46.
Фото: «Город «А» и архив Тамары Андреевны Козуленко
Тоже стоит почитать
Из лесу, вестимо: почём этим летом в Ачинске витамины?
Мелочь, а неприятно: фоторепортаж с улиц Ачинска о пустяках, отравляющих жизнь
Когда дорога до школы № 11 перестанет походить на полосу препятствий?