С 2015 года собственники квадратных метров в многоквартирном доме делают взносы на капитальный ремонт. Деньги аккумулируются в Фонде капремонта, который тратит их поэтапно, по программе, рассчитанной вплоть до 2046 года. Каждый житель Ачинска, зайдя на сайт регионального Фонда капремонта, может узнать, когда в его доме пройдёт ремонт крыши, сетей электроснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, и так далее. Сегодня мы на примере одной из управляющих компаний расскажем о том, как на самом деле идёт капремонт и почему ситуация с каждым годом становится всё более катастрофической.
В первый этап реализации программы (с 2016-го по 2019 годы) попали 107 домов, которые обслуживает УК «Центр управления МКД». За некоторым исключением, практически везде ремонт, худо-бедно, при наличии многочисленных жалоб на подрядчиков, но всё-таки сделали.
На 2020-2022 год запланировали реализацию второго этапа программы. В него должен был попасть 151 многоквартирный дом данной УК. Как видите, цифра выросла почти в полтора раза, и это было вполне логично: регоператор, как и обещал, начал наращивать обороты.
Чтобы подтвердить необходимость ремонта, специалисты «Центра управления МКД» совместно с отделом по надзору за капитальным ремонтом при администрации Ачинска провели обследование всех этих домов, подкрепляя каждый свой шаг фотоотчётом и, как следствие, актами обследования, подтверждающими необходимость проведения капитального ремонта общего имущества МКД. В итоге собрали десятки томов документации и сдали в региональный Фонд капремонта.
Однако программа капремонта в итоге была утверждена только по 52 домам – то есть в три раза меньше, чем изначально предполагалось! Из них: в 13 домах должны сделать ремонт систем отопления и водоснабжения, в 15 домах – ремонт сетей электроснабжения, крышу – в 13 домах, фасад – в 7 домах, подвалы – в двух, и лифты – тоже в двух.
Почему произошёл такой секвестр – никто объяснить собственникам не удосужился. Видимо, с точки зрения представителей Фонда, наша обязанность – лишь исправно платить им денежки.
Но и это ещё не всё. В феврале нынешнего года вышло постановление правительства Красноярского края, в соответствии с которым программа капремонта на 2020-2022 гг. претерпевает значительные изменения: из неё исключают ещё 14 домов – их перенесли на следующий этап программы, который будет реализован в 2023-2025 годах. Таким образом, от изначальной программы, в которую попал 151 дом, в итоге осталось только 38.
Ситуация сложилась парадоксальная: мало того, что количество домов сократили в четыре раза (при этом размер взносов, наоборот, ежегодно только повышают), так ещё неизвестно, когда работы начнутся. На дворе – июль, а на данный момент идёт только процедура согласования проектов. Частично аукционы прошли только на ремонт систем электроснабжения, по крышам ни один аукцион ещё не доведён до конца.
— В 2020 году программа не работала в связи с пандемией, – вспоминает Алла Губенко, главный инженер управляющей компании. – А в этом году выполнен ремонт инженерных систем отопления и водоснабжения на двух многоквартирных домах, причём тех, кто был включён ещё в первый этап. Второй этап по сей день не работает.
В апреле, выступая перед депутатами Законодательного собрания, руководитель Фонда капремонта Тарас Метляев сообщил неутешительные цифры: в предыдущем году в работе находились 1,5 тысячи домов, а сделать из них успели только 650. На начало года остаток на счетах Фонда составил 8,28 млрд рублей.
Краевые депутаты во время обсуждения доклада Метляева выразили своё недоумение: как при таких деньгах можно было допустить столь критическое положение?
— Ситуация, конечно, и у нас вызывает тревогу, – говорит генеральный директор УК «Центр управления МКД» Марина Биктимирова. – Как организация, отвечающая за состояние жилищного фонда, мы несём ответственность в том числе за те коммуникации и конструктивные элементы дома, на которых должен был пройти капитальный ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. В итоге, чтобы не допустить критических ситуаций, мы будем вынуждены поддерживать их исправном техническом состоянии за счёт средств текущего ремонта. Но это не может продолжаться бесконечно, поскольку тариф на текущий ремонт рассчитан именно на текущий ремонт – то есть на временную поддержку коммуникаций и конструктивных элементов до капитального ремонта. А в условиях, когда капремонт постоянно откладывается, возникает опасность рано или поздно столкнуться с самыми серьёзными последствиями.
***
В такой ситуации вспоминаются годы, когда управляющие компании своими силами, безо всяких фондов капремонта, за один сезон успевали отремонтировать крыши, системы отопления, водоснабжения, подвалы и электричество в десятках домов. А раз так, возникает вопрос: зачем вообще было городить весь этот огород?
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены