Честный разговор о реабилитационном центре для зависимых
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – гласит народная мудрость. К этому перечню смело можно добавить наркоманию и алкоголизм. Согласитесь, такого будущего никто для себя не пророчит: в детстве мы мечтаем стать певицами и космонавтами. Но у судьбы, как известно, свои планы…
Что делать, когда попал в непростую ситуацию или в ней оказался близкий человек? Когда не помогают многочасовые разговоры и угрозы, люди стараются найти помощь где угодно. Решение проблемы некоторые видят в реабилитационных центрах для наркоманов или алкоголиков.
«А» не подтверждает эффективности или неэффективности подобных учреждений: свидетельствующих об этом фактов у нас нет. Верить или нет сегодняшнему собеседнику «Тайной комнаты» – Сергею, сотруднику и одному из основателей центра – исключительно дело каждого.
— Как вы попали в эту сферу? Принято считать, что в основном реабилитацией наркоманов и алкоголиков занимаются те, кто сам прошёл через это.
— В моём случае не совсем так. Сам никогда не кололся и не употреблял, я даже не курю. Всё началось после выздоровления моего друга, который много лет был наркоманом. Да, вот так бывает: несмотря на разные жизненные пути, дружим с ним с третьего класса. Несколько раз друг лечился в разных центрах, но не проходило и полгода, как брался за старое. Последний раз, когда уехал на год на реабилитацию, я уже не особо верил, что то-то получится. А между тем друг «чистый» уже седьмой год.
— Эта ситуация подтолкнула на мысль об открытии реабилитационного центра?
— Он мне подробно рассказал, как проходило его выздоровление. А через год предложил организовать такое же дело. Я согласился. Не сразу всё получилось, через многие трудности пришлось пройти. Но наш центр работает уже пять лет.
— К подобным учреждениям относятся весьма скептически. Очень много историй о том, что людей в них удерживают физически, держат голодом и так далее.
— Согласен, таких разговоров в последние несколько лет очень много. Но поверьте, если бы людям в реабилитационных центрах не оказывали помощь – их бы просто не было. Спрос, как говорится, рождает предложение.
— Но всё же – такие разговоры имеют под собой почву?
— Я не могу говорить за всех, но в нашем центре нет никакого насилия. Не нравится – «Дверь открыта, удачи!»
— И часто уходят?
— Единицы. Да и то, только для того, чтобы потом, одумавшись, вернуться.
— Сергей, центр имеет лицензию медицинской организации? Ведь алкоголизм и наркомания — это болезнь, а раз здесь лечат болезнь, значит, оказывают медицинские услуги.
— В нашем центре нет ни одного медика. Болезнь в голове – отсюда все проблемы. В коллективе в принципе нет врачей. Поэтому начинаем работу с гостем только в том случае, когда он нормально чувствует себя физически – его не трясёт, не колотит. Человек должен жить чистой жизнью, без алкоголя или наркотиков как минимум две недели.
— Вы называете своих постояльцев «гостями»?
— Мне кажется, это самое верное определение, здесь же не больница, чтобы они были пациентами. И не детский сад, чтобы их называли «воспитанниками».
— Считаете, наркоманы бывают бывшими?
— Мы не используем понятие «бывший наркоман». Есть тот, кто употребляет вещества, и есть тот, кто трезвый или «чистый», когда человек воздерживается от употребления. А те, кто лечатся – они «выздоравливающие».
— Вспомните самую печальную историю, которую доводилось слышать от наркомана или алкоголика?
— История каждого, кто у нас оказался, по-своему печальна. Это же не путь успешного человека, который чего-то эдакого достиг в жизни. Современные вещества очень сильно влияют на психику. Сколько преступлений происходит на этой почве, думаю, сами знаете. За каждой историей – чья-то сломанная жизнь. Например, вот одна из них: девушка употребляла вместе с парнем «соль». Молодому человеку показалось, что за ним следят. Он забрался на крышу 9-этажного дома и по проводам хотел скрыться от погони…
— Что стало с девушкой?
— Всё хорошо, она успешно прошла лечение. Сейчас подрабатывает в качестве волонтёра у нас в центре.
— В чём заключается ваша помощь гостям центра?
— Мы пытаемся донести до человека: чтобы быть счастливым, допинг не требуется, чтобы решать проблемы – допинг не требуется, чтобы справиться с болью – допинг не требуется. И когда он понимает, что причина в нём: не плохая экология, социум, пьющие мама и папа, то появляется шанс что-то изменить. Наркомания – это ведь не только употребление наркотиков. Даже если у человека убрать наркотики и алкоголь, привычка жить определённым образом – останется.
— Метод лечения алкоголиков и наркоманов отличается?
— По большому счёту нет, и в том и в другом случае – это зависимость. Мы готовы лечить и наркоманов, и алкоголиков, и игроманов. Успех выздоровления полностью зависит от человека. У него должно появиться желание жить по-новому. А это очень непросто, на пути к здоровой жизни всегда стоит отрицание. Возьми любого наркомана или алкоголика, скажи ему, что он краю пропасти, опустился на самое дно. Вряд ли он тебе поверит.
— «Я не наркоман», «я не алкоголик», «я себя контролирую»?
— Вот именно: «остановлюсь в любой момент», «употребляю не в таких количествах», «пью в компании», «пью только дорогой алкоголь» и так далее.
— Сергей, у вас в центре гостят и мужчины и женщины?
— Да.
— Наверное, и любовные истории случаются?
— Да, бывает. Но мне кажется, реабилитация не самое подходящее время для каких-то новых отношений. Человек только учится жить по-новому, строить любовь ему ещё сложно. Почему, думаешь, наркоманы и алкоголики иногда годами постепенно скатываются вниз? Потому что живут рядом со здоровыми людьми: родителями, женой и так далее. Когда зависимы два человека, ни к чему хорошему это обычно не приводит.
— Какие есть ещё ограничения?
— Никаких, если не считать, что под запретом мат и любое проявление агрессии.
— Куда же им выплёскивать отрицательные эмоции?
— Есть спортзал, злишься – бей грушу, очисти территорию от снега. В конце концов, проговори агрессию: здесь много людей, готовых выслушать.
— Вы как-то отслеживаете дальнейшую судьбу своих гостей: удаётся ли им начать новую жизнь?
— Специально не следим, но со многими продолжаем поддерживать связь по их инициативе. Те, кто живёт недалеко, помогают в качестве волонтёров, рассказывают свои истории выздоровления. Для тех, кто только прибыл к нам, очень важно показать успешный пример и понять, что у них тоже всё получится.
Тоже стоит почитать
Тайны больше нет: интервью с сотрудницей детективного агентства
Ни хвоста, ни чешуи!
«Люди перестали держаться за свои рабочие места, даже с хорошей зарплатой и условиями труда»