«Нарушений не выявлено»
Многие жители Ачинска обвиняют Ачинский глинозёмный комбинат в загрязнении окружающей среды. Являясь экологическим инспектором по охране окружающей среды, я лично фиксировал нарушения со стороны АГК, в частности сбросы в приток Чулыма – речку Тихая Чарочка, направлял отчёты в надзорные органы. Однако обвиняя АГК в нарушении водного законодательства, многие ли ачинцы обращают внимание на то, что сами жители, занимающиеся предпринимательством, и простые граждане своими действиями способствуют уничтожению рыбы и других водных обитателей, истреблению водоохраной зоны, загрязнению водных объектов Ачинска и Ачинского района?
На территории Ачинского района существует множество ручьёв, мелких речек, которые, возможно, и не являются столь большими притоками Чулыма, как Тептятка, Ачинка, Мазулька и др., однако так же важны для его акватории.
Водоохранная зона небольших ручьёв составляет 50 метров, и многие из них не имеют названия – соответственно, обозначаются порядковым номером. Пункт 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации говорит: «Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заявления указанных истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных ресурсов и других объектов животного и растительного мира».
В связи с этим хочу рассказать о некоторых далеко не единичных нарушениях водоохранного законодательства на территории Ачинска и Ачинского района.
***
В 2020 году недалеко от деревни Малый Улуй Ачинское лесничество выдало разрешение на сплошную вырубку деревьев под нужды населения: для дров, строительства дома, хозпостроек.
Все понимают: жители не будут сами заниматься вырубкой, а передадут это право предпринимателю, осуществляющему деятельность по заготовке древесины. Странным образом совпало, что лесник (уже бывший) оказался хорошим знакомым этого предпринимателя, поэтому выделил лес под рубку недалеко от трассы.
И всё бы ничего, всё законно: в течение прошлого лета туда неоднократно приезжали представители Лесной охраны, полиции, даже были представители отдела экономической безопасности УВД Ачинска. Однако по неизвестной причине нарушений не выявили. Многие жаловались на беспредел относительно этих вырубок, поэтому я посетил данное место.
Рубка велась вдоль ручья, который впадает в речку Большой Улуй, то есть является тем самым ручьём «без названия», имеющим водоохранную зону 50 м.
Приехавшие представители Рыбоохраны подтвердили: да, ручей имеет водоохранную зону, и вырубка на расстоянии 50 м вправо и влево от ручья категорически запрещена.
Многие из нас видели по местному ТВ сюжет, где бывший лесничий оправдывается по факту предоставления места для вырубки вдоль ручья: мол, ручья не видел и вообще, работал на одном энтузиазме – зарплата у него была мизерная. По странному стечению обстоятельств индивидуальный предприниматель, осуществляющий там вырубку, ставил технику рядом с домом бывшего лесничего под охрану. Видимо, боялся гнева народного.
Тут же зашевелились сотрудники полиции, и выяснилось: часть вырубки была незаконной, ущерб составил около 500 тысяч рублей.
Возникает вопрос: а где были надзорные органы раньше, где был участковый уполномоченный, работавший на тот период на территории Малого Улуя, где были сотрудники ОЭБиПК Ачинска, так же посещавшие эту вырубку? Почему бездействовал инспектор Лесной охраны, неоднократно фиксировавший нарушения при вырубке индивидуальным предпринимателем?
В ручье жили мальки рыб, которые попадали в реки Большой Улуй, Чулым. Теперь всё вырублено, загублено, и при этом никто не понёс ответственность. Местный участковый, также хорошо общающийся с предпринимателем, вырубившим незаконно древесины на 500 тысяч рублей, и местным бывшим лесничим, пытается замять это дело.
***
В районе деревни Плотбище Ястребовского сельсовета есть речка Карачаговка, это приток Чулыма, берущий начало от гор хребта Арга. Со слов местных жителей, там даже водился хариус.
Местный предприниматель, занимающийся фермерской деятельностью, при содействии председателя общественной организацией охотников и рыболовов осенью 2020 года решил изменить русло этой речки, направив его на земли сельхозназначения, принадлежащие тому самому фермеру. Для чего это было сделано? Явно не из благородных побуждений. Моё мнение: луга, по которым теперь бежит Карачаговка и впадает в Чулым, являются заливными. При половодье Чулым на этой территории очень сильно разливается. Рыба по весне идёт на нерест, а если русло Карачаговки перегородить перед слиянием с Чулымом, то вот вам рыба в большом количестве.
***
Есть в Ачинске автомойка в водоохранной зоне Тептятки (составляет 100 метров), в районе перекрёстка улиц Абаканской и Маяковского. Каким-то образом предприниматель через суд узаконил право на нежилое здание, причём с нарушением ПЗиЗ Ачинска: администрация Ачинска даже не обжаловала это решение. При этом несмотря на прямой запрет законодателя на осуществление деятельности по мойке транспортных средств в границах водоохранных зон, п. 16, ст. 65 Водного кодекса РФ, автомойка осуществляет свою деятельность. И ещё под вопросом – куда сливается вода после мойки машин, ведь канализации там нет, а септик не изолированный.
Это лишь некоторые из нарушений водоохранного законодательства в Ачинске и районе, совершаемые непосредственно жителями.
К чему я это всё? Просто, может быть, нам для сначала следует обратить внимание на себя, попробовать самим предотвратить загрязнение наших малых рек, ручьёв и озёр, прежде чем обвинять во всё крупные предприятия, власти и государство?
Александр Машинец
Фото из открытых источников
Тоже стоит почитать
«Верните нашу Зою Николаевну!»
Определяем лучших
Яблоневому саду – быть!