Бесплатно подарю какому-нибудь крупному федеральному телеканалу идею нового захватывающего и оригинального реалити-шоу: кто проедет по ачинской улице 5 Июля (от путепровода до почти «лимонадки») быстрее всех, тот молодец. Главный приз – новые колёса и новая подвеска. А что, очень бюджетно получится и зрелищно – куда там Парижу с его Дакаром! Уверен, посмотреть такое ралли-дерби будут собираться сотни тысяч телезрителей. Ну а мы, ачинцы, видим это «шоу» каждый день…
Шутки шутками, а проблема назрела действительно серьёзная. Который год власти решают, чья это дорога: городская или федеральная? А мы всё это время убиваем на ней свои машины.
И дело не только в этой улице. По всему городу качество асфальтового покрытия становится всё хуже и хуже. Того ямочного ремонта, который проводится ежегодно, хватает ненадолго. Новый асфальт появляется лишь там, где ситуация складывается просто катастрофическая. Кроме того, есть большие нарекания к его качеству. Такое ощущение, что в «рецепте» дороги все правильные ингредиенты заменили на кое-что похуже. Тут на материалах сэкономили, там сэкономили – вот и получается, что через два года на относительно новых участках уже появляется колея, а ещё через три года – ямы и выбоины. По улице Ленина без слёз не проедешь. Как и по 2-й Кирпичной. Дорога мимо квартала 7 «Б» разбита вдребезги. Едешь по проспекту Лапенкова – только и делаешь, что объезжаешь многочисленные выбоины. Нареканий по другим дорогам – и не сосчитать.
Неужели в нашем городе, который славится своими строителями, не находится специалистов, чтобы построить нормальную дорогу? С этим вопросом мы обратились в «Ачинское ДРСУ».
— Где ж ещё обслуживать и ремонтировать дороги «Ачинскому ДРСУ», как не в нашем городе? Это даже из названия понятно…
— Это широко распространённое заблуждение, – говорит главный инженер «Ачинского ДРСУ» Юрий Симановский. – Наше предприятие не занимается содержанием дорог в городе. Наша зона ответственности – это обслуживание федеральной трассы Р-255, дорог общего пользования и уличной сети в Ачинском, Боготольском, Бирилюсском, Большеулуйском, Тюхтетском, Козульском и Назаровском районах. В зимний сезон мы по прямым договорам обслуживаем улично-дорожную сеть в некоторых сельсоветах. Что касается непосредственно черты города Ачинска, то здесь дороги ремонтирует та подрядная организация, которая выигрывает торги. «Ачинское ДРСУ» регулярно подаёт заявки на участие в аукционах, однако победителем торгов становится нечасто.
— Почему? Разве ваше предприятие предлагает городу плохие условия?
— Дело совсем не в этом. Зачастую самым главным критерием определения подрядчика становится цена. Чем она ниже – тем больше шансов забрать контракт. Не секрет, что в последнее время падение стоимости становится просто катастрофическим – оно может достигать трети от первоначальной цены и даже более. За счёт чего это делается – можем только догадываться. Могу с уверенностью сказать лишь одно: качественная дорога может быть сделана только квалифицированными специалистами и из качественных материалов. А такие материалы стоят денег. Поэтому наше предприятие не может пойти на значительное снижение цены, рискуя своей репутацией.
Кроме того, иногда сами отказываемся от участия в торгах только потому, что прописанные в техническом задании условия не совсем учитывают реальность. Выполнять такие требования – значит, заранее обрекать дорогу на короткую жизнь. А это – опять же риск для репутации «Ачинского ДРСУ». Поэтому, например, в прошлом году мы участвовали в ремонте улицы Дзержинского: от бывшего ПАТП до перекрёстка с АЗС – а это буквально 300 метров.
— А в предыдущие годы?
— Это тоже совсем незначительные объёмы для «Ачинского ДРСУ». Улица 40 лет ВЛКСМ; участок от «трубы» до улицы Дзержинского; участок от проспекта Лапенкова по улице Маяковского, включая «бермудское» кольцо и улицу Назарова до перекрёстка с улицей Кравченко. Могу сказать, что эта дорога ещё находится на гарантийном сроке, и ежегодно комиссия городской администрации её обследует. Никаких замечаний нет. Думаю, каждый автомобилист, проезжая по названным улицам, чувствует особую «приятную» структуру щебёночно-мастичного покрытия и мягкость хода. Проезжая по этим дорогам, лично я чувствую профессиональную гордость.
Но почему же при наличии такого большого государственного предприятия, как «Ачинское ДРСУ», мы гробим свои машины на плохих дорогах?
На наш взгляд, это целый комплекс факторов. Во-первых, подготовкой документации должны заниматься специалисты. В результате этой работы должно получиться грамотно сформулированное техническое задание. Во-вторых, очень низкие требования к используемым материалам, к качеству и организации дорожно-строительных работ. В-третьих, необходимость строгого контроля со стороны заказчика, начиная с заготовки материалов и заканчивая полным комплексом лабораторных испытаний готового покрытия. Безбожно нарушается технология. А если фирма переименовалась – то и спросить вроде как не с кого.
Знаю, что могут на это ответить чиновники. Условия «сорок четвёртого» федерального закона, к сожалению, именно таковы: преимущество имеет тот, кто предложил наименьшую цену. С одной стороны, муниципалитет должен получить экономию и направить эти деньги на дополнительный ремонт. Однако чаще всего такая экономия выходит боком: дороги слишком быстро приходят в негодность, и опять начинают требовать полноценного ремонта.
Возьмём для примера улицу Кравченко. Три года назад в районе квартала 7 «Б» полностью поменяли асфальт. Даже по гарантии успели кое-что переделать. Что там сейчас – скажет каждый автомобилист: ещё хуже, чем было.
Действительно, закон обязывает заключить контракт именно с той фирмой, которая предложит наименьшую цену. Однако эти же самые чиновники «забывают» о другом: о том, что недостаточно просто принять дорогу – надо регулярно контролировать её состояние. Раскрошился асфальт – к ответу подрядчика! Пусть платит штраф, пусть ремонтирует – пусть отвечает за свои косяки! Предположим, что низкий контроль за выполненными работами как раз стимулирует таких подрядчиков к рекордному снижению цены за свои услуги на торгах: авось и в этот раз пронесёт. Щёлкнули бы пару раз по носу такому подрядчику – в следующий раз он бы крепко задумался.
Почему же этого не делается? Поневоле задумаешься: тут либо безалаберность, граничащая с разгильдяйством, либо я не знаю что. Но до тех пор, пока требования будут низкие, в Ачинске хорошие дороги не появятся.
P.S. На днях Ачинск вновь прославился: в нашем городе появился памятник убитым дорогам работы неизвестного «скульптора». Если вы его ещё не видели, выглядит он так: в яме на дороге лежит одна пробитая покрышка, а на ней, стоймя, – вторая.
Этот памятник – своего рода знак предупреждения другим водителям: объедь это место, здесь опасно! Правда, объезжать зачастую приходится по участкам, не менее опасным…
Фото: газета «Город «А», общественное движение «Ачинск»
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены