23.11.2024

Не время лечит

Мне часто вспоминается март этого года, когда в России только-только начали вводить ограничительные меры, связанные с коронавирусом. Тогда ещё мало кто понимал, что это были только цветочки; никто и подумать не мог, что вся эта белиберда затянется на много месяцев, и самое страшное ещё впереди. Да, мы слишком легкомысленно к этому относились: ну какая «вторая волна», ну о чём вы…

Я, чего греха таить, тоже считал, что максимум до мая мы как-нибудь протянем с этой заразой, потом наступит лето, и все эти поганые коронавирусы от жары передохнут сами собой. Мы забудем про них так же быстро, как когда-то забыли про птичий или свиной грипп.

Именно поэтому когда в Ачинске приступили к строительству нового медцентра для пациентов с внебольничной пневмонией, я отнёсся к этому событию несколько скептически. Нет, в целом, конечно, это замечательное дело. В крайнем случае, когда эпидемия закончится, госпиталь приспособят под какие-нибудь другие медицинские нужды – и это уже хорошо. Тем более что для Ачинска – это дополнительный шанс получить современное оборудование. А уж им новый госпиталь планировали напичкать по самое не хочу!

Начало строительства медцентра для пациентов с внебольничной пневмонией

Но своё отношение к происходящему я поменял после того, как однажды на стройплощадку госпиталя приехал Илай Ахметов. Это было уже в апреле. Он и так-то, мягко говоря, эмоционален, но на сей раз его взвинченное состояние удивило многих: даже находясь на свежем воздухе, он в резких выражениях требовал от всех соблюдать социальную дистанцию, не говоря о масках. Наседал на строителей: хотел, чтобы объект они сдали как можно скорее.

Чуть позже он подошёл к нам, журналистам, и, как будто объясняя своё взволнованное состояние, грустно сказал: «А ведь мы до конца ещё не осознаём, с каким вызовом нам пришлось столкнуться…». Как выяснилось, буквально накануне он созванивался с основателем РУСАЛа Олегом Дерипаской, который и инициировал строительство госпиталя. Было заметно, что именно после этого разговора Ахметов находился во встревоженном состоянии.

Илай Ахметов на стройплощадке медцентра

Но я – человек маленький: мне Дерипаска вряд ли когда-нибудь позвонит. Я руководствуюсь только его официальными заявлениями на тот момент – например, о полной неготовности страны к эпидемии и о призывах ввести в России тотальный карантин. Но уже тогда шевельнулась мысль: значит, действительно всё не так просто. А чтобы заглянуть в перспективу, надо обладать тем же объёмом информации, что и Дерипаска.

Только сегодня мне стало ясно: уже тогда основатель РУСАЛа понимал: ничего хорошего в ближайшее время ожидать не стоит. Количество заболевших растёт в арифметической прогрессии. Государственная машина здравоохранения слишком неповоротлива, что принять оперативные решения. Значит, надо брать инициативу в свои руки: ситуация требовала решительных шагов. Потому и озаботился вопросом строительства госпиталей. Ведь они начали возводиться не только в Ачинске, но и в других сибирских и уральских городах – Краснотурьинске, Богучанах, Шелехове, Братске, Тайшете и Саяногорске.

Ачинский госпиталь на завершающем этапе строительства

…Со дня на день ачинский госпиталь примет первых пациентов. Да, пусть его позже запланированного срока – только на моей памяти назначалось три даты ввода в эксплуатацию. Но – к кому эта претензия? Может, к нашему доморощенному бюрократизму, но явно не к Дерипаске, благодаря которому в строительство госпиталей было вложено более четырёх миллиардов рублей.

Речь даже не о его деньгах. Как бы мы ни пережили пандемию, вся эта история, которая сейчас происходит на наших глазах, станет ярким примером… Называйте это как хотите – меценатство, дальновидность. Потому что иногда наступают такие времена, когда нужно не просто осознать ситуацию, а ещё и принять решение. Да, это бывает опасно. И ответственно.

Но ведь кто-то же этот шаг должен сделать?

Автор