19.09.2024

Выйти за рамки привычного: в Ачинском драмтеатре прошла интересная творческая лаборатория по русской классике

Ачинский драматический театр в рамках творческой лаборатории «Классная классика» на прошлой неделе показал три эскиза спектаклей: «Шинель» Н. В. Гоголя, «Супруги-арестанты» Н. А. Коровкина и малоизвестный «Подросток» Ф. М. Достоевского. Формат мероприятия предполагал последующее обсуждение мини-спектаклей с гостями – школьниками старших классов, взрослыми зрителями и… столичными театральными критиками. Более того, эскизы поставили тоже гости – московские и питерские режиссёры. И вскоре одна из этих постановок выльется в полноценный спектакль нового театрального сезона.

Мы выбрали для просмотра пьесу «Подросток» по роману Достоевского. Произведение объёмное, и поставить его, пусть и в мини-формате, всего за 2,5 дня, как сделал это москвич Иван Судаков, непросто: для полного спектакля на это требуется от нескольких месяцев до нескольких дней – тут нужно и выучить текст, и сшить костюмы, и создать декорации…

О чём этот роман и смог ли эскиз вобрать в себя замысел произведения? Это стало темой обсуждения после показа. Сюжетная линия такова: главный герой, Аркадий, является незаконнорождённым сыном помещика Версилова и жены дворового человека, отсюда вытекают и все проблемы юноши, который чувствует двойственность своего положения и пытается понять, кто он и достоин ли любви.

— Я поражаюсь способности русского артиста так стремительно осваивать текст и масштабы роли. Не забываем, что мы имеем дело с Достоевским, – начал обсуждение театральный критик Александр Вислов. – Роман «Подросток» – самый непрочитанный из всех произведений автора, к тому же современники подвергли его критике. Чем обусловлен этот, не побоюсь слова, дерзкий шаг – замахнуться на самого Достоевского? – обратился он к Максиму Судакову.

— «Подросток» мне интересен по ряду причин, – ответил режиссёр. – Он напрямую затрагивает проблемы целевой аудитории «Пушкинской карты»: брошенность, одиночество, подростковый бунт, тема разрыва связей между поколениями, когда даже молодые отцы не понимают, о чём говорят их дети и вообще – на каком языке с ними разговаривать. Разницу во взглядах, кстати, легко идентифицировать, посмотрев подписки на «Ютубе». Плюс – это своего рода сериал, жёсткий «Нетфликс»: здесь есть богатая сюжетная линия об отношениях в семье, которую можно раскрыть, если делать большой спектакль. И ещё, мне кажется, что «музейное отношение» к классике только отдаляет от неё школьников, а ведь она вполне может помочь в решении их проблем. Да, у подростков куча проблем, в борьбе с которыми они порой остаются одни. Если сказать школьникам: прочитайте это произведение и напишите по нему сочинение, у них появится на одну проблему больше (Улыбается.). Достоевский взрослым зрителем воспринимается как классик, а молодёжи он может дать ответ на вопросы.

Критик из Санкт-Петербурга Ирина Бойкова отметила, что в романе много сюжетных линий, и режиссёр верно выбрал одну – чтобы суметь раскрыть её в пределах эскиза. И ему это удалось.

Её московская коллега Анна Казарина, чья специфика – детский театр, отметила:

— Материал для эскиза, безусловно, сложный. Порой взрослому человеку трудно разобраться в себе, а тут – молодой человек, который только начинает жить. На первом плане в романе – детско-родительские отношения, представляющие большую ценность, через них-то можно раскрыть персонажа и подключить человека, сидящего в зале, к проблеме. Эскиз наводит на мысль: чтобы было комфортно коммуницировать, сначала нужно разобраться в себе. А все герои – запутались. Главный герой не знает, что делать дальше. С одной стороны, он дерзкий, но в меру, и по большому счёту он неплохой человек.

Зрители и критики отметили игру всех артистов и главного героя в исполнении Георгия Грибенюка, сумевшего передать внутренний конфликт подростка. Диалог получился живым: пришедшие активно задавали вопросы и рассказывали о своих ощущениях во время показа.

— Да, эта тема близка всем: и взрослым, которые сами были подростками, а у кого-то сейчас дети в таком возрасте, и тинейджерам. В этот период дети начинают ругаться с родителями не потому, что они всё знают и желают продемонстрировать это – просто они хотят быть услышанными, ощутить тепло и поддержку. Главный герой отчаянно пытается это сделать, но у него не получается, – поделилась одна из зрительниц и дала совет добавить динамики в последний диалог.

Гости разобрали персонажей, поделились мнениями, а затем перешли к просмотру следующего эскиза…

Фото: Ачинский драматический театр

Автор