10.09.2024

«Хорошие сапоги, надо брать!»: история Ачинской обувной фабрики

В свежем выпуске – история о том, как ачинские обувщики объединились с металлургами, откуда появилось название «Аллег» и почему немецкое оборудование не помогло одолеть китайцев.

В тот год, когда наша страна победила в Великой Отечественной, в Ачинске, на улице Кравченко, было достроено здание обувной фабрики. Но работали тогда в основном вручную – оборудование стало появляться только ближе к 60-м. С тех пор предприятие начало обеспечивать жителей края добротной обувью в промышленных масштабах. В 1983 году директором фабрики был назначен Александр Медведев.

— В то время ассортимент был достаточно широкий: мужская обувь – зимняя, летняя, демисезонная; домашняя; сандалии, – вспоминает Александр Иосифович. – Но была одна проблема: качество. К сожалению, в Советском Союзе не производили хорошего обувного клея, подошв, кожи, фурнитуры. Колодка соответствовала ГОСТу, но не соответствовала… ноге. Потому что всё было стандартизировано и унифицировано. Но фактически, благодаря тому же ГОСТу, обувь была неубиваемой. Когда началась Перестройка, партия поставила предприятиям тяжёлой промышленности, в том числе оборонным, задачу: освоить выпуск товаров народного потребления. Например, металлургические заводы стали делать кастрюли и сковородки. Кстати, у меня дома есть пылесос, изготовленный, не поверите, на Иркутском авиационном заводе – работает до сих пор!  И вот собирают нас в крайисполкоме на совещание: «воспитывают» директора АГК, «воспитывают» меня…

На тот момент Александр Иосифович уже тщательно изучил опыт «Ленвеста» – первого в перестроечной истории СССР совместного предприятия: ленинградской обувной фабрики «Пролетарская победа» и знаменитого немецкого «Саламандера».

— Я поделился этой идеей, – продолжает Медведев. – Получается, у меня есть инфраструктура и специалисты, но нет валюты. А у комбината валюта есть – вернее, у предприятия «Агрохимэкспорт», которое продавало за границу произведённые на АГК удобрения.

Вот так неожиданно и объединились производители сырья для лёгкого металла и предприятие лёгкой промышленности. И появилось название «Аллег»: «Ал» – алюминий, «лег» – лёгкая промышленность.

Обувной фабрике выделили около 5 млн немецких марок. На них было приобретено новое оборудование, технологии, сотрудники прошли обучение, в том числе за границей.

Под новые станки специально построили новый корпус фабрики – тот, где сейчас находится магазин «Хороший».

Именно с этого времени началось развитие производства: специалисты отдела снабжения дважды в год, весной и осенью, ездили на ярмарку, закупали материалы. Ежемесячно предприятие выдавало не менее 10 тысяч пар обуви. За год могли разработать до 15 новых моделей!

Татьяна Медведева пришла на фабрику в 1992 году, когда спрос на ачинскую обувь уже начал падать – рынок заполонила дешёвая обувь из Китая.

— На тот момент склады фабрики были полными, потому что реализация шла очень сложно, – рассказывает Татьяна Павловна. – Ассортимент нужно было срочно менять – коллекция, которая на тот момент производилась, спросом не пользовалась, и требовался полный «переворот» в моделях. Мы поехали на ярмарку в Новосибирск, купили там китайские туфли, дома распороли их, сделали копии – и получилась модель, которая была востребованной в течение 12 лет! Точно так же разработали и женские сапоги. Творческая группа на базе популярных на рынке образцов создала новую коллекцию, и дело сдвинулось с мёртвой точки. Сколько лет прошло, а я до сих пор иногда встречаю людей, которые до сих пор носят обувь из той коллекции – прочную, комфортную и по доступной цене. Да, бытовало мнение, что наша обувь тяжеловата и грубовата – но это только потому, что на кожевенных заводах не было качественной химии, необходимой для выделки сырья. Конечно, кожу можно было купить и за границей – но тогда наша обувь точно оказалась бы людям не по карману.

Даже самые тяжёлые времена сотрудники фабрики пережили, по сравнению с другими предприятиями, относительно безболезненно: именно благодаря востребованной продукции. Одновременно началось развитие торговой сети – магазины фабрики стали открываться по всему краю.

— С наличными было очень трудно, и мы работали по бартеру: обменивали свою обувь на продукты, пиломатериалы, посуду… – продолжает Татьяна Павловна, работавшая в те времена коммерческим директором фабрики. – И, в общем-то, тяжёлые для всей страны времена прошли для нашего коллектива довольно легко. По крайней мере по сравнению с другими предприятиями, чья продукция была не такой востребованной, как наша, – ачинская обувь носилась не просто годами, а десятилетиями.

Тем временем иностранной обуви на прилавках становилось всё больше и больше. Даже поняв, что её не хватает даже на один сезон, народ не расстраивался, а шёл покупать новую – благодаря дешевизне.

— Мы не справились с конкуренцией, – признаётся Александр Иосифович. – У китайцев такая политика: уничтожить конкурентов любой ценой. Однажды нам принесли в ремонт женские китайские сапоги – высокие, красивые, лёгкие. Когда мы их «разобрали», то опешили: люди не должны это носить! Всё сделано так, что больше трёх месяцев эти сапоги не прослужат.

Но пойти по такому же пути, как китайцы, на Ачинской обувной фабрике не захотели. Да и не могли – для этого пришлось бы поменять всё оборудование. А ещё пришлось бы изменить своему главному принципу – производить только качественную обувь.

Со временем надёжные ачинские сапоги, изготовленные на немецком оборудовании, стали невостребованными, и в конце нулевых производство остановилось. Теперь, для нового поколения ачинцев, «Обувная фабрика» – это не предприятие, а просто название трамвайной остановки…

Главное фото: Анатолий Михайлов

Автор