09.10.2024

Я тебя породил, я тебя и… муму

Депутаты Ачинска решали: допустима ли в нашем городе эвтаназия брошенных собак?

В минувший вторник народные избранники собрались, чтобы выработать предложения для будущего краевого закона о содержании животных. Дело в том, что летом прошлого года субъектам Российской Федерации разрешили устанавливать свои правила обращения с животными, у которых нет владельцев. К сегодняшнему дню несколько регионов уже воспользовались новыми полномочиями и разрешили эвтаназию.

Объединённое заседание вела зампредседателя горсовета Ирина Вавилова.

— Бурятия стала первым регионом, где узаконили эвтаназию бездомных животных, – подробно остановилась на опыте других территорий Ирина Владимировна. – Решение было принято в ноябре прошлого года. Там отловленную собаку будут содержать до 60 дней. И если не найдётся владелец – прежний или новый, – животное подлежит умерщвлению. Также закон разрешает ликвидировать больных и агрессивных особей.

Однако сейчас, пояснила вице-спикер горсовета, зоозащитники обжалуют закон в Конституционном суде – подано сразу четыре коллективных иска!

В Магаданской области усыплять будут лишь агрессивных и больных собак, которых невозможно вылечить. В Тыве разрешили убивать только такую собаку, у которой зафиксировано «устойчивое агрессивное поведение», при этом решать судьбу четверолапого будет специальная комиссия. На Алтае предложили организовать пункты временного содержания собак. После отлова животное будет находиться там десять дней. Всех, кого не заберут, ждёт эвтаназия – вне зависимости от степени агрессивности.

Теперь подобный закон предстоит принять в Красноярском крае, поэтому Законодательное собрание края собирает от муниципалитетов предложения. Причём закон этот коснётся не только бродячих, но и домашних животных – не секрет, что первую категорию активно пополняет именно вторая.

Ранее в администрации уже собиралась комиссия, состоящая из общественников, которая предложила определённые пункты для этого закона. Например, ввести регистрацию каждого животного (но бесплатную!), чипирование; штрафы за отсутствие того и другого; льготную стерилизацию зарегистрированных животных; штраф за самовыгул и оставление животного.

Настала очередь предложений от депутатов. Сергей Горшунов, например, потребовал уйти от обобщённого слова «животное»: если речь идёт о собаках – так и указать: собаки.

— Люди, вообще-то, содержат и разных енотов, и черепах… – начал развивать свою мысль народный избранник. – Они тоже относятся к животным.

Но коллеги его не поняли и не поддержали:

— Мы же не можем принимать отдельные законы для кошек, собак и черепах, – пояснила Ирина Вавилова. – Должны быть единые правила для всех животных, которые содержатся дома.

Владлен Власенко предложил штрафовать не только тех, кто выбрасывает животных, но и тех, кто подкармливает собак и кошек, тем самым увеличивая популяцию бездомышей.

— А мне кажется, что штрафы для тех, кто подкармливает – это ещё хуже, чем эвтаназия: мы обрекаем этих животных на медленную смерть, – не согласился Михаил Балоночкин. – К тому же от голода они станут ещё агрессивнее.

— Если на тех, кто подкармливает животных, будут налагать штрафы – это станет преступлением против гуманности и человечности, – добавила Наталья Сусанина. – Сегодня его наказали рублём за то, что он накормил голодную кошку – завтра он не поможет нуждающемуся человеку.

— Создание системы регистрации животных подразумевает большие расходы, – продолжил Власенко. – Когда примут краевой закон и дадут под него финансирование – ещё неизвестно, а собаки кусают людей сейчас, и проблему нам надо решать тоже прямо сейчас. Поэтому моё мнение: для агрессивных собак – по жалобам жителей! – нужно вводить эвтаназию.

Слово предоставили Маргарите Ибраевой – руководителю приюта «Доброе сердце». По её мнению, проблему может решить частичная эвтаназия: умерщвлять надо только тех собак, которые сбиваются в агрессивные стаи, активно передвигаются и имеют вожака.

— Наши алтайские товарищи, я считаю, здорово придумали: десять дней – и никаких разговоров: эвтаназия! – выразил свою позицию депутат Константин Каравский. – Потому что кто будет определять: злая собачка или нет?

— Например, ветеринар, – возразила ему Вавилова.

Всё-таки это решение должна принимать какая-то комиссия, – добавил Михаил Балоночкин.

Снова решили проконсультироваться у Маргариты Ибраевой, которая подтвердила:

— Врач, конечно, может определить, но скажу по собственному опыту: агрессивную на улице собаку привозят в приют – и через десять дней её не узнать. Зачем ей гавкать на кого-то, если её хорошо кормят?

Василий Соловьев в ходе дискуссии выдвинул ещё одно предложение: для тех, кто поставил своё животное на учёт, предусмотреть льготы – например, на лечение или прививки:

— Тогда и регистрировать люди будут охотнее. Кроме того, постановка на учёт позволит устанавливать личность человека для наложения штрафа – если он выбросит животное.

В итоге депутаты полностью одобрили меры, предложенные ранее общественниками, и добавили свои. Первое: всё-таки предусмотреть преференции для тех, кто своевременно поставил своё животное на учёт – например, льготное обслуживание у ветеринара.

Второе – ввести частичную эвтаназию. Она, по мнению депутатов, должна проводиться лишь в двух случаях: если животное агрессивное – но только по решению комиссии; со «скрытой агрессией» и если имеет болезни, несовместимые с жизнью (тоже по решению комиссии, но не ранее чем через месяц после размещения в приюте).

— Конечно, не факт, что все наши предложения войдут в краевой закон, – резюмировала Ирина Вавилова. – Возможно – частично; возможно – в изменённом виде. Потому что такие же документы поступят в Заксобрание и из других городов и районов Красноярского края.

Автор