03.05.2024

ТЕАТР + TV: самый необычный выпуск «Первой полосы»

В 1968 году Ачинский драмтеатр ставит пьесу «На севере дальнем», снимать которую приехало краевое телевидение. Причём снимать не только происходящее на сцене, но и некоторые детали закулисья. 55 лет эта запись считалась утерянной, но недавно неожиданно нашлась. Причём не в Красноярске и не в Ачинске – а в Краснотуранске, где в последнее время жил автор этой пьесы.

Сегодня у нас необычный выпуск: впервые одним из его героев стал человек, которого уже нет в живых. Но благодаря ему сохранился кусочек культурной истории нашего города, запечатлённый на киноплёнку.

Иван Сергеевич Степанов – личность, безусловно, интересная, многогранная и очень творческая. Первое стихотворение он написал ещё ребёнком – на смерть Орджоникидзе. Был и краеведом, и журналистом, а переехав в Ачинск в 1957 году, стал ещё и драматургом.

— Мы жили рядом с драмтеатром, поэтому не пропускали ни одной премьеры, – вспоминала в 1997 году Анна Дмитриевна, супруга Ивана Степанова. – Если говорить о творчестве, то самым плодотворным был именно ачинский период. Он очень много работал: днём – в редакции, а с вечера и до поздней ночи писал дома пьесы. Зрители встречали эти постановки очень тепло – были овации, крики: «Автора, автора!».

«Здравствуй, весна» – пьеса про Петра Щетинкина, одного из руководителей партизанского движения Сибири во время Гражданской войны. И приурочена она была к 280-летию Ачинска. А к 100-летию со дня рождения Ленина Иван Степанов пишет для нашего драмтеатра новую пьесу «На севере дальнем» – про Якова Свердлова. Причём консультантом у него выступает сам сын Свердлова – Андрей Яковлевич.

— Почему я стал писать именно об этих деятелях – Свердлове, Щетинкине? Да потому что мне это было очень близко, – рассказывал в 1997 году Иван Степанов журналистам. – Очень хотелось рассказать о них людям, тем более, что мои родители очень хорошо знали Якова Свердлова. Когда он возвращался из ссылки, жил в нашей деревне и даже организовал первый сельский Совет, в котором моего дядю избрали председателем. В общем, я хотел показать свою благодарность людям, завоевавшим советскую власть, которая дала мне возможность выучиться и достичь всех своих целей.

В Ачинске Степановы прожили 12 лет, после чего перебрались в Краснотуранск. В 1997 году журналисты местного телевидения приехали брать интервью у творческого земляка и обнаружили у него уникальное видео – ту самую постановку 1968 года на сцене Ачинского драмтеатра. В объектив попали не только артисты, но и его главный художник Владимир Дубинский, поэтому одной из первых в Ачинске эту запись увидела его дочь Елена Сидельцева – тоже главный художник нашего театра.

— Несколько дней назад моё утро началось с того, что на телефон пришло сообщение от Олега Бурдукова – местного поэта и краеведа, – рассказывает Елена Владимировна. – Мы с ним активно обмениваемся разными материалами, и в этот раз он отправил мне видеоролик, на который он случайно наткнулся – по сути, фильм об Иване Степанове. Мои родители хорошо знали его, потому что редакция и театр находились рядом, и учреждения тесно сотрудничали. Конечно, было очень интересно посмотреть этот фильм. Я запускаю ролик… И вдруг вижу своего отца!

Дело в том, что в фильм об Иване Степанове, снятый в 1997 году, был вмонтирован другой фильм – о спектакле «На севере дальнем», снятый в 1968-м!

— Это был просто невероятный привет из очень далёкого прошлого! – делится эмоциями Елена Сидельцева. – Мой молодой папа демонстрировал на камеру эскизы к спектаклю, поворачивается – и смотрит прямо на меня… Радость переполнила, потому что не сохранилось ни одного видео с отцом – только фотографии.

Эскиз супер-занавеса к спектаклю «На севере дальнем» (художник — Владимир Дубинский)

Владимир Дубинский 32 года отработал в Ачинском драматическом театре, в качестве главного художника поставил около 130 спектаклей. В том числе – и «На севере дальнем». В 90-х его дело продолжила дочь Елена:

— В театр я пришла спустя пять лет, как отец ушёл из жизни. Окунулась в эту работу и поняла, насколько ему было трудно – в творческих коллективах бывают очень изматывающие моменты, а он был очень лёгким и ранимым человеком, переживал любые неурядицы. Театр был всей его жизнью: я засыпала – он рисует; просыпаюсь – уже за рабочим столом. Кстати, недавно поднимала документы и вдруг поняла, что я и папа устроились в театр в один и тот же день – с разницей во много лет, конечно.

Да, Елена Сидельцева уже не застала те времена, когда постановки на политические, а тем более – на революционные темы проходили многоэтапную цензуру. Но воспоминания об этих порядках в театре хранятся до сих пор.

— Например, у нас шла трилогия о Владимире Ленине, – говорит Елена Владимировна. К революционной теме подходили очень ответственно и серьёзно: сколько голов могло полететь, если бы вдруг обнаружилось какое-то идеологическое несоответствие! Да и худсовет мог запретить абсолютно готовый спектакль.

— Как считаете, как вообще могло получиться: на сцене городского театра к такой значимой дате, как 100-летие со дня рождения Ленина, поставили пьесу непрофессионального драматурга?

— Не думаю, что всё было очень просто. Сам Иван Степанов говорит в фильме, что переписывал пьесу несколько раз – значит, кого-то «наверху» что-то не устраивало. И репетировать начали только тогда, когда добились нужного результата. Кроме того, спектакль был создан на местном материале – возможно, это тоже сыграло свою роль.

Иван Сергеевич Степанов – автор пьесы «На севере дальнем» и человек, благодаря которому сохранилось уникальное видео, – ушёл из жизни 20 лет назад. Несмотря на богатый творческий опыт, он так и не стал знаменитым драматургом. Может, потому что никогда не относился к своим увлечениям слишком серьёзно? В 1997 году он откровенно сказал журналистам:

— Никогда не бил себя в грудь: дескать, я – писатель, драматург! Я искренне не считал так никогда…

Автор