15.07.2024

Айдашинские древности: что хранила в себе легендарная пещера?

Напоминаем о старте второго этапа нашего конкурса рассказов об Ачинске и его окрестностях. Напомним, впоследствии все истории войдут в альманах, который издаст ачинская типография. Сегодня мы представляем вашему вниманию историю про Айдашинскую пещеру, присланную в редакцию Ириной Широковой.

«Во многих источниках Айдашинскую пещеру причисляют к культовым местам – пещере-«святилищу», пещере-жертвеннику. Возникает вопрос: почему? Ведь дошедшие до нас легенды не отвечают на этот вопрос. Так же, как и завязанные ленточки на берёзе неподалёку.

Ещё в 1897 году Павел Степанович Проскуряков после исследования Айдашинской пещеры писал в своём отчёте для Императорской Археологической комиссии, что пещера относится к числу жертвенных. Он был первым, кто наделил её таким статусом в официальных источниках.

Начиная с XIX века, пещера изучается разными исследователями, но по дошедшим до нашего времени документам можно сделать вывод, что самым большим, трудоёмким и результативным было исследование Айдашинской пещеры в 70-е годы прошлого столетия бригадой Виктора Николаевича Равнушкина совместно с группой учёных-археологов из Новосибирска, во главе с Вячеславом Ивановичем Молодиным. По результатам этих работ в 1980 году была опубликована монография «Айдашинская пещера». Далее последует, своего рода, краткий обзор этой книги.

Исследователи пришли к выводу, что на данной территории существовало сразу три культа: культ пещеры, культ медведя и культ стрелы, которые проявлялись в сочетании. Пещера являлась культовым местом ещё с эпохи неолита, то есть с каменного века. Но обо всём – по порядку…

Племена неолита

Зарисовки предметов эпохи неолита из книги «Айдашинская пещера»

Хотя неолитических предметов в пещере найдено немного, но они достаточно красноречивы, чтобы отнести их к другой эпохе. Особенно показательны скульптурные изображения головки лося и фигурки медведя. Находка таких подвесок позволяет утверждать, что в жизни неолитических племён пещера занимала особое место. Также был найден кремниевый наконечник стрелы, который тоже следует отнести к эпохе неолита, потому что каменных наконечников подобной формы у племён эпохи раннего железа не существовало, а изделий бронзового века в пещере не обнаружено (по-видимому, пещера, как «святилище», в этот период потеряла свою значимость).

Железные люди

В Айдашинской пещере найдено большое количество предметов, принадлежащих эпохе раннего железа. Особенно интересным является факт, что принадлежали они двум соседствующим культурам: тагарской – лесостепным народам, и кулайской – таёжным. Но учёные отмечают, что сам характер пещеры, в большей степени, даёт возможность сравнивать её с кулайскими жертвенными местами, по находкам которых была выделена эта культура.

Тагарская культура в Айдашинской пещере представлена бронзовыми и костяными изделиями, и, прежде всего, украшениями. Многие из них одновременны с вещами кулайского облика. Учёные считают этот факт интересным, хоть и сложным для однозначного объяснения и высказывают несколько возможных толкований.

Первое. Известно, что между кулайцами и тагарцами существовали тесные контакты. Примерами этому служит то, что в ряде памятников тагарской культуры обнаружена кулайская посуда, так и наоборот, когда предметы тагарского облика были найдены в комплексах кулайцев.

Бронзовая бляшка из фигурок трёх козлов эпохи раннего железа (хранилась в рабочем музее при Ачинском ремонтно-строительном управлении треста «Сибцветметремонт» (АРССУ), в настоящее время судьба экспоната неизвестна).

Например, бляшка из фигурок трёх козлов. Сам сюжет и манера исполнения – типично тагарские, если не брать во внимание, что на крупе этих животных изображены сидящие птицы – уточки, характеризующие облик кулайского изделия.

 

Второе. Существует мнение, что жертвенные места в большей степени присущи племенам кулайской культуры, да и вообще жертвенники как в пещерах, так и в особых культовых местах характерны больше для таёжных народов. И это навело исследователей на мысль, что в пещере могли оставляться предметы чужеродного происхождения, приобретённые в результате контактов с тагарскими и другими племенами. Также есть мнение, что пещеры у тагарцев не почитались как священные места.

Из вышесказанного можно предположить, что Айдашинская пещера могла быть местом, где встречались представители тагарских и кулайских племён. И завершение таких встреч могло заканчиваться совместными жервоприношениями ценных вещей и, возможно, животных, чему свидетельствуют находки костей как диких, так и одомашненных видов.

Средневековый медведь

Пряжка-крючок с ажурным изображением медведя. Из находок П. С. Проскурякова, 19 в. (хранится в Государственном историческом музее (г. Москва).

Традиция особого почитания Айдашинской пещеры находит продолжение у северных таёжных племён в период средневековья. Предметы этого периода связаны с образом медведя, о чём свидетельствуют многочисленные бляшки. Это даёт повод считать, что культ пещеры в этот период у таёжных народов не ослабевает, а показывает на существование нового культа – культа медведя, одного из основных на этой территории.

Бронзовая бляха эполетообразная, с изображением медведя. I тыс., средневековье (хранится в музее археологии и этнографии в Академгородке при институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск).

Тот факт, что Айдашинская пещера представляет собой вертикальное карстовое образование, так называемую пещеру-ловушку, а спуск в неё довольно сложен даже при использовании современных страховочных средств, показывает, что предметы в пещеру бросались. Однако в одной из ниш, в 10 метрах от поверхности, был обнаружен череп медведя, который, по всей вероятности, туда поместили. Видимо, иногда человек спускался в пещеру для совершения необходимых обрядов.

Магия стрелы

Наконечник стрелы. Кость, ранний железный век, средневековье. Перо трехгранное, с тремя шипами (хранится в музее археологии и этнографии в Академгородке при институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск).

В пещере были популярными жертвоприношения наконечников стрел (бронзовые, железные, костяные и комбинированные), и эта традиция бытовала с эпохи неолита. Как утверждают учёные, представления о магическом значении стрелы сохранились у многих народов, особенно в северных районах Сибири. Наконечники стрел были поломаны – возможно, они выстреливались в полость пещеры из лука.

Целая серия найденных в Айдашинской пещере наконечников стрел, длинных с биконической и треугольной головкой, изготавливалась, скорее всего, специально для проведения обрядов, связанных с пещерой. Это подтверждает факт, что ни в одном археологическом комплексе на территории Западной Сибири и Зауралья подобные костяные наконечники неизвестны в такой форме и объёме, как в Айдашинской пещере.

Культ или случайность

А использовался ли человек в качестве «дара»? Палеонтолог Николай Дмитриевич Оводов, проводивший анализ костей, найденных в пещере, пишас, что среди многочисленных остатков млекопитающих найдены кости человека в количестве 57 штук, которые принадлежали двум взрослым людям. Проанализировав состояние костей, он пришёл к выводу, что попали они туда в период, связанный с основным накоплением содержимого пещеры, то есть в эпоху железа. Прямых оснований для предположений, что остатки людей являются следствием каких-то магических и жертвенных церемоний, нет. К тому же, принимая во внимание не только найденные кости человека, но и обнаруженные, в процессе раскопок следы бревенчатого сруба с найденной внутри него черепной костью младенца, возник и другой вопрос – о захоронении людей в пещере. Но утверждать этого нельзя – нет доказательств. На основании этого разумно предположить, что если бы на территории Айдашинской пещеры действительно существовал обряд человеческих жертвоприношений или обряд захоронений, то костей Homo sapiens, в процессе раскопок, было бы обнаружено гораздо больше».

От редакции

Напоминаем: если вам есть что рассказать об истории родного города или его жителях, присылайте на электронную почту gorodachinsk@bk.ru или приносите прямо в редакцию: микрорайон 6, дом 10, офис 103.

Подвеска-фигурка медведя, кость (резьба, полирование, сверление), предмет служил частью шейного гарнитура или нашивался на одежду. По мнению В. И. Молодина, фигурка в равной степени может датироваться и эпохой неолита, и бронзовым веком (хранится в музее археологии и этнографии в Академгородке при институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск).

 

Автор