24.11.2024

Любовь и куры: в ачинском драмтеатре состоялась премьера лирической деревенской комедии

Деревенская комедия – это беспроигрышный вариант для любой сцены. Взять хотя бы пьесу Степана Лобозёрова «Семейный портрет с посторонним», которую в России где только не ставили, и везде с успехом: от сельских клубов до петербургского БДТ. Причём она шла под самыми разными названиями: от «Именины с костылями» до «Любовь не картошка – не выбросишь в окошко». А потом по сценарию вдобавок ещё и художественный фильм сняли, тоже довольно популярный.

«Любовь – не картошка» – так называется новый спектакль ачинской драмы. Но к упоминаемой нами пьесе он не имеет никакого отношения – сценарий совсем другой, его написал некий современный драматург С. Володин. Хотя, судя по всему, он вдохновлялся и тем же «Семейным портретом…», и самой успешной деревенской телекомедией «Любовь и голуби». По крайней мере некоторые лекала легко проглядываются. Например, в «Голубях» есть танцевальное отступление в виде кадрили, а в «Картошке» такую же функцию выполняет сцена в бане. Там – дядя Митя, который постоянно сыплет забавными выражениями («инфаркт микарда», «День взятия Бастилии впустую прошёл»), а тут – дед («всю коленку соплями обслюнявила», «Это что за пердиминокль такой получается!»). Ну а реплика про «любовь и куры» – так вообще прямая отсылка к знаменитому кинофильму.

Но при этом «Любовь – не картошка» – это прежде всего комедия положений, хоть и в самом упрощённом виде. Сюжет закручивается благодаря бурной деятельности деревенской «папарацци», которой подарили смартфон, и она начала не только делать селфи, но и подкарауливать односельчан в самых неожиданных ситуациях. Ну а потом показывать эти снимки тем, кому не следовало. В итоге получился этакий Рэй Куни на минималках: живущие напротив друг друга немолодые люди под задорную балалаечку и кукарекающих петухов, продираясь сквозь двусмысленные обстоятельства, начинают исправлять ошибки внуков, заодно исправляя ошибки собственной молодости.

Спектакль поставил актёр драмтеатра Владимир Коренский. Но, несмотря на режиссёрскую неопытность, он сумел выстроить «Любовь – не картошка» драматургически грамотно: к чему-к чему, а к тому, как сюжет постепенно выводит зрителя на «мораль» – не придерёшься. Поступки персонажей последовательны, их линии из общей логики не выпадают (за исключением, пожалуй, фердшелицы – но и той в финале судьбу устроили). А вот диалоги из стилистики иногда выбиваются – например, городской парень почему-то обзывает свою девушку профурсеткой. Вот если бы такое слово ввернул дед – это было бы органично. А парень с модной причёской – ну уж нет.

Просторечие сельских жителей в некоторых местах тоже выглядит несколько искусственным, хотя это болезнь многих подобных постановок. Страшно сказать, даже Нина Дорошина в этом смысле не отличалась особой натуральностью: есть что-то невзаправдашнее во всех этих «Людк, а Людк!», «много клал-то, чтоб сымать!». А в сериале «Участок», например, эта участь не миновала и таких легендарных актрис, как Татьяна Догилева и Нина Русланова – они так старались изобразить типичных сельских жительниц, что постоянно сваливались в переигрывание.

Одно из достоинств постановки заключается в том, что шуток ниже пояса в ней почти нет, хотя возрастная маркировка ещё как это позволяет – поставили аж 18+. Радует, что даже сцены употребления алкоголя обыграны как-то интеллигентно, по-доброму – хотя, казалось бы, развернуться тут есть где, да и куда без спиртного в деревенской комедии? Но режиссёр, честь и хвала ему, удержался от этого соблазна.

Да и в остальном «Любовь – не картошка» – это крепко сбитая, но при этом очень лёгкая и симпатичная постановка. До колик в животе вы смеяться не будете, но и зевать от скуки – тоже. Разумеется, она ещё должна «настояться», обрасти гэгами (некоторые настойчиво подсказывают актёрам даже мизансцены), и тогда её можно будет назвать вполне удачной: у спектакля, без сомнения, есть будущее, а главное – коммерческий успех. А по нынешним временам это иногда бывает даже важнее художественных достоинств.

Потому что шоу, как говорится, маст гоу он.

Фото: Данила Сидоров

Автор