02.05.2024

Людмила Лабенская: «Каждый день – решение новых задач»

В гостях у «Города «А» – одна из покорителей сферы IT и программирования в Ачинске

Сегодня ставка системного администратора и программиста есть в каждой более-менее крупной компании. Оно и понятно – работа большинства офисов и фирм идёт «в паре» с компьютером: это и база данных, и способ для расчётов, и средство передачи информации. Во время быстрого роста интернета и сферы IT в компаниях появляются целые отделы компьютерщиков – для поддержания работоспособности системы машин. Мы побеседовали с начальником отдела автоматизированной системы управления (АСУ) Ачинской межрайонной больницы, инженером-программистом Людмилой Лабенской.

В подчинении у этой хрупкой женщины – 12 человек: инженеров-программистов, программистов, системных администраторов, операторов ЭВМ, обслуживающих работу всех компьютеров больничной сети Ачинска. То есть, когда на приёме врач выписывает и распечатывает вам направление, рецепт или справку – всё это благодаря слаженной работе программистов отдела АСУ.

СПРАВКА

Профессия системного администратора появилась почти одновременно с компьютерами – ещё в начале 1980-х годов. Первые сисадмины защищали и поддерживали работу локальной сети в Пентагоне. Впрочем, довольно скоро они оказались востребованы не только в оборонке. Мы привыкли к ним как к людям, которые устанавливают на компьютер операционную систему и приходят на помощь, когда «что-то нажал и все исчезло».

— Людмила Александровна, как вы пришли в профессию?

— Всё началось в девятом классе: мы проходили тему «Радио» на уроке физики, и мне она очень понравилась. Во время учёбы в Красноярском политехническом институте (нынче – Политехнический институт СФУ. – Прим. ред.) на радиотехническом факультете, проходила практику в студенческом конструкторском бюро по специальности программист, что определило выбор будущей специальности. В 1991 году, после окончания института, я пришла на работу в Ачинскую центральную районную больницу в должности инженер-программист.

В начале 1990-х начался процесс автоматизации бухгалтерии. До этого все вычислительные операции, в том числе расчёт и начисление зарплаты, печатание расчётных листков, ведомостей, выполнялись в специальном вычислительном центре. Впоследствии, помимо работы бухгалтерии, автоматизировали рабочие места практически во всех городских больницах. Собеседница рассказывает, что компьютеры в те времена были совсем не такими, как сейчас – машины с чёрно-белым экраном и наипростейшим функционалом.

— В чём разница между программистом и системным администратором?

— Несмотря на то, что у этих профессий одна специфика – вычислительная техника, программирование, всё же они отличаются. Администратор более глубоко понимает настройку компьютеров в локальной сети организации, по-простому – чтобы все компьютеры были единым взаимосвязанным целым. Программист же пишет программы и коды. В нашей организации работает Медицинская информационная система, единая для всех медучреждений нашего региона. Мы её изучаем, внедряем и обучаем работе с ней медицинских сотрудников. Наши программисты обслуживают технику, подключают и настраивают новую, устанавливают программы, изредка самостоятельно пишут нужные программы под конкретные задачи.

— Специалист по компьютерам есть в каждом филиале АМРБ?

— Отчасти. В основном мои сотрудники работают удалённо и находятся в одном помещении: в управленческом корпусе организации, тут их 8 человек. Ещё четверо трудятся в поликлиниках, однако те филиалы, за которыми не закреплён сотрудник, обслуживаются выездными бригадами. Программист есть в поликлиниках № 1, 2, 3. Это очень удобно, когда человек, работающий с программами, всегда может разрешить возникшую проблему на месте. Поэтому у нас имеются вакантные места: особенно нужны инженер-программист на удалённую точку, специалист по защите информации.

— Порой на приёме у врача компьютерная программа зависает, и, к примеру, становится невозможным выписать справку, дать направление на анализы. Это нервирует и медиков, и пациентов. Как быть в таких ситуациях?

— Причины их возникновения – разные, и самая главная и неприятная для всех – обрыв коммуникаций. Такое случилось буквально недавно: был перекопан кабель, и у нас до обеда не было интернета и доступа к информационным системам. В этом случае по регламенту персонал переходит на «ручной» режим работы: помогают заранее заготовленные бланки для выдачи справок и ведения приёма. Врач запрашивает у человека необходимую информацию, и когда связь восстанавливается, вносит её в систему и по необходимости отзванивается пациенту. Бывают неполадки с сетью и из-за износа техники, поломок на сторонних серверных площадях (Центр обработки данных в Новосибирске), об этом нас уведомляют.

— Сисадмины работают в разных сферах. Обмениваетесь ли опытом с коллегами?

— Да, в нашем регионе есть профессиональный чат для общения и пополнения знаний. Кроме того, регулярно проходим онлайн-обучение, проводим селекторные совещания с коллегами. А чтобы медицинские работники всегда были в теме последних нововведений в работе с системой, у нас проходят еженедельные планёрки с заведующими структурных подразделений, по необходимости проводим обучение персонала на рабочих местах.

— Специфика и цель работы сисадмина – сделать работу автоматизированной. Не думаете ли, что в скором времени надобность в человеческой единице заметно сократится?

— Только не в сфере здравоохранения. Здесь всегда нужен человек. Однако без технологий – никуда: к примеру, в Красноярске и сёлах района существует практика телемедицинских консультаций пациента со специалистами.

Постепенно всё идёт к созданию единых электронных медкарт и увеличению документооборота между ведомствами и медучреждениями Красноярского края. К примеру, когда пациент из Ачинска направляется в краевую больницу, последняя запрашивает сведения о человеке в электронном виде.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать системный администратор? Что главное в вашей работе и сталкиваетесь ли вы с рутиной?

— Системный администратор в первую очередь должен уметь работать с техникой, иметь живой ум и желание познавать новое. Главное в работе – обеспечить стабильное функционирование всех систем организации. До рутины не доходит. Когда ставится задача открыть новый кабинет, автоматизировать, обустроить рабочие места – это очень интересно, несмотря на возникающие попутно трудности. Для этого всегда сама сажусь за компьютер, чтобы оценить объём задачи, затем даю задание и впоследствии проверяю результат.

— Как оценивают вашу профессию члены семьи? И ещё: как решаются технические вопросы в быту?

— Семья гордится и уважает. Кроме того, сын пошёл, можно сказать, по моим стопам – радиоинженер. Что касается технических решений дома, моя специальность, безусловно, накладывает свой отпечаток: я отвечаю за теорию, супруг – за практику. И, конечно, прислушивается ко мне. Но не всегда доволен задержками на работе (Улыбается.).

— Что пожелаете коллегам в преддверии профессионального праздника?

— Пусть работа приносит новые задачи и удовлетворение от их решения, желаю терпения, благополучия и крепкого здоровья.

КСТАТИ
День программиста
– профессиональный праздник в РФ, отмечаемый в 256-й день года. Число 256 (28) выбрано потому, что это количество различных значений, которые можно выразить с помощью восьмиразрядного байта. Также это максимальная целая степень числа 2, которая не превышает количества дней в году (365 или 366).

День системного администратора – праздник, который отмечается в последнюю пятницу июля с целью выражения признательности сотрудникам, выполняющим обязанности системных администраторов.

Фото: «Город «А»

Автор