Андрюшка нырял с новой, недавно построенной на берегу пруда купальни, стоявшей в отдалении от берега на деревянных сваях. Радовался жаркому дню и прохладной воде, освежающей тело.
Накупавшись, поплыл к берегу. Нащупав дно, он встал на ноги, и вдруг наступил на что-то стеклянное. Нагнувшись, парень достал из воды осколок от литровой банки, который чуть не отрезал ему пятку. Кровь хлестала ручьём. Смачивая рану водой, он время от времени прижимал её к хорошо поструганным доскам. Когда крови стало поменьше, перевязал пятку тряпкой, чтобы туда не попала грязь, и отправился в медпункт, который находился не шибко далеко от купальни.
Фельдшер обработала рану, забинтовала и велела приходить на перевязки. Выйдя от неё, Андрей, недавно переехавший в эту деревню, увидел новых друзей-сверстников Володю и Аркашу, которые решили проводить его до дома. По пути Володя показал на одну избу – там якобы жила местная колдунья. Он рассказывал о ней очень страшные истории, а Аркаша, поддакивая Вове, добавлял не менее жуткие подробности.
Неся в руке сандалию с больной ноги, осторожно ступая на пальцы, Андрей заметил, что от ходьбы бинт вновь начал пропитываться кровью. Он предложил друзьям зайти к колдунье и попросить какой-нибудь мази для быстрого залечивания. Вова с Аркашей наотрез отказались. Тогда Андрюшка сказал, что завтра утром сходит к ней за снадобьем один.
Ночью была очень сильная гроза, а утром в Андрею пришёл Вова и сказал, что колдунья померла. Одни в деревне говорили, что от старости, другие – что к ней в избу попала шаровая молния.
Похороны назначили на следующий день. Андрей попросил Вовчика сходить с ним на кладбище и хоть там посмотреть на бабушку-колдунью, про которую ребята столько ему рассказывали. Утром, около одиннадцати, друзья зашли за Андреем. Придя на погост, они быстро нашли свежевырытую яму. Копальщики, уже пообедав, ждали похоронную процессию.
Гроб привезли на телеге, поставили на табуретки. Людей было немного. Гроб, не открывая, опустили на верёвках вниз и быстро зарыли. Андрюша так не увидел лица этой колдуньи.
Пятка заживала плохо, и Андрей решил, что ему должна помочь какая-нибудь другая женщина. Он поговорил с одной девицей, она сказала: «Приходи завтра утром, я тебя с матерью своей познакомлю – она собирает какие-то травы».
На следующий день Андрей приковылял по указанному адресу. Его встретила девица, зашли в дом. Мать стояла лицом к печке – что-то готовила. Поздоровавшись, парень рассказал вкратце о случившемся и пожаловался, что порезанная пятка долго не заживает. Люся, так звали дочь этой женщины, выпорхнула из избы в магазин. Андрей, до сих пор смотревший в основном в пол, оставшись вдвоём с тёткой Агафьей, подняв глаза, увидел, что на её лице вместо носа зияет провал. Сердце его от неожиданности трепыхнулось в груди: в городе он однажды видел инвалида без ног – он передвигался на четырёхколесной тележке. Андрей спросил у него: «Это у вас с фронта?». Последовал ответ: «Нет, поездом отрезало…». Вспомнил также знакомую девушку Люсю, у которой мать родилась с девятью пальцами на обеих ладонях вместо десяти. Приходя в себя, Андрей поразмыслил: если уж Люся не боится на свою мать смотреть, то значит, и мне не стоит пугаться тётки Агафьи.
Она же первым делом выразила своё неудовольствие: мол, не успели купальню открыть, а уже стеклотарой загаживают – чуть дитя без пятки не оставили! Потом сказала Андрюшке, чтобы на ночь прикладывал к ране лук и пил перед сном стакана полтора тёплого полусладкого чая – чтобы кровь восстановилась.
Вернувшись домой, парнишка рассказал маме, что ему посоветовала тётка Агафья. А потом спросил: почему у неё нет носа? Женщина ответила: одни местные рассказывали, что у неё был очень ревнивый муж, который откусил часть носа, другие – что это у неё из-за болезни.
Действительно, после луковичных процедур пятка заживала быстро – вскоре остался лишь шрам. Тем временем наступил разгар лета, начала созревать малина. Однажды Андрей позвал своих друзей поесть свежих ягод во дворе дома, где жила колдунья.
Полакомившись малиной, Андрюша заметил, что в одном месте изгородь сломана – видимо, лошадь, а может, корова сделала себе проход. Он прошёл за забор и увидел почти ровную площадку, поросшую травкой и спускавшуюся к пруду. Он предложил ребятам искупаться – те согласились.
Компании это безлюдное спокойное место очень понравилось, и они стали частенько туда ходить – тут поплавать можно и малины поесть. Однажды, придя на пруд, Андрей не обнаружил там друзей. Одному купаться было скучно, и он решил разыскать Володю и Аркашу.
Предположил, что они ушли в кино, поэтому отправился в клуб, который располагался в бывшей церкви. Зайдя в фойе, Андрей увидел там четверых молодых людей. Один был очень красивым, лет около 33-х, но при разговоре он почему-то слишком часто переминался с ноги на ногу – как будто пританцовывал. Интересно, что за манера такая?
Туфли мужчины издалека выглядели по тем временам очень шикарно. Подойдя поближе, Андрюша увидел, что они как будто украшены шурупами. «Вот это да!», – подумал паренёк, мечтая о такой же обуви. И вдруг этот мужчина, перестав разговаривать со знакомыми, направился к Андрею и даже заговорил с ним:
— В такую жару неплохо было бы где-нибудь искупаться….
Андрей поддержал: да, можно и освежиться.
Они вдвоём вышли из церкви, и Андрей повёл нового знакомого в своё укромное место – за домом колдуньи.
Молодой мужчина по дороге представился Евгением. Андрею приходилось всё время сбавлять скорость, потому что Евгений постоянно отставал. «Наверное, становится старым, уже тяжело ходить…», – думал парнишка.
Место Евгению сразу понравилось. Он быстро отпустил брюки до колен, начал расстёгивать какие-то ремешки, и тут Андрей увидел, что вместо ног у него – протезы!
Вспомнив знакомого инвалида из города, он спросил: «Это у вас паровозом отрезало?». Тот ответил: «Нет, это меня на Зееловских высотах…». Андрюше эти слова ничего не сказали – он даже подумал, что новый знакомый так матерится.
Евгений, освободившись от протезов, как будто понял ход мысли Андрея, поэтому успокоительно сказал: «Под Берлином…».
«Под Берлином – значит, на войне…», – догадался Андрей.
Мужчина быстро дополз на четвереньках до воды, и они стали с азартом купаться. Андрюха вылез раньше и с интересом наблюдал за новым другом, обсыхая на берегу под тёплым ветром.
Вылезший из воды Евгений немного отдохнул и начал одеваться. Пристегнув обратно протезы, он попросил Андрюху помочь ему подняться на ноги.
— Можете всегда здесь купаться, приходить даже с женой, – великодушно предложил Андрей: ему не жалко было поделиться этим местом с таким человеком.
Евгений, слегка ухмыльнувшись, дал обещание: если жена появится – обязательно будут сюда приходить. По дороге он рассказал, что после освобождения Будапешта их дивизию перебросили под Берлин – на Зееловские высоты. Во время атаки Евгений наступил на немецкую противопехотную мину, не обнаруженную сапёрами. Только сейчас, через 12 лет после войны, ему сделали протезы и снова научили ходить.
Ни в кинофильмах, ни по радио – нигде в те времена не говорили о воинах, которые пришли живыми, но остались без рук или ног. Показывали в основном вернувшихся с фронта молодых, здоровых, симпатичных. Единственное – Борис Полевой написал роман про лётчика Маресьева, который, оставшись без ног, добился, чтобы ему разрешили летать.
Но большинство таких людей оставалось в забвении. Поэтому каждая встреча с ними, с этими простыми бойцами Великой Отечественной, оставляла неизгладимый след. Андрей попросил Евгения, чтобы он когда-нибудь пришёл в школу и рассказал о своём пути на фронте.
«Даст Бог здоровья – обязательно приду», – ответил мужчина.
Тем временем Андрюшка с Евгением вернулись к церковной ограде, попрощались и разошлись. Идя домой, паренёк думал об удивительном знакомстве, которое с ним сегодня произошло – с человеком на двух протезах, побывавшим за границей, ходившим в атаки, освободившим страну от фашистов, принёсшим свободу Европе. А ещё думал о том, как Бог всё удачно расположил: что вместо женщины-колдуньи он познакомился с воином-фронтовиком и даже искупался с героем в одном пруду….
Анатолий Дубровин
Тоже стоит почитать
Жить станем лучше, жить станем веселей: в администрации озвучили прогноз развития города до 2027 года
Билет в один конец
Диагноз не подтвердился: как ачинцы отстояли реконструкцию поликлиники № 3