Начальник дежурной части – о проходящем сквозь стены Валере, выдержке полицейских и бронестекле
28 марта в России отмечается День образования дежурных частей в системе МВД. Это подразделение, можно сказать, лицо полиции: именно с него обычно начинается общение гражданина с правоохранительными органами. Накануне профессионального праздника мы встретились с начальником дежурной части межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» капитаном полиции Евгением Мироновым.
— Евгений Александрович, для обывателя дежурная часть – это прежде всего полицейский, который сидит «в окошке», принимает звонки и заявления. А что она представляет собой на самом деле?
— Дежурная часть – это структурное подразделение отдела полиции, штатная численность которого составляет 34 человека. По своему функционалу дежурная часть – это прежде всего орган оперативного управления всеми силами и средствами полиции. То есть службы, заступающие в наряды – ППС, ДПС, вневедомственная охрана, группа немедленного реагирования, сотрудники следственно-оперативной группы – в первую очередь ориентируются на наши указания, которые возникают после поступления обращений граждан: о происшествиях, административных правонарушениях или преступлениях.
Состав дежурной части – это в основном молодые сотрудники. Но все без исключения – грамотные профессионалы, способные быстро и правильно сориентироваться в складывающейся обстановке, принять взвешенные и точные решения. При этом они уделяют особое внимание вежливому и внимательному отношению к гражданам – ни одно сообщение не остаётся без реагирования. Все возложенные обязанности добросовестно исполняют, не считаясь с личным временем, поэтому пользуются в межмуниципальном отделе заслуженным уважением.
— Вы говорите о безукоризненной вежливости – а всегда ли это получается, учитывая, что общаться приходится с самыми разными людьми, в том числе, скажем прямо, неадекватными?
— Выдержка – это одно из самых важных качеств наших сотрудников. В среднем за день в дежурную часть поступает около 110 сообщений, и на все нужно отреагировать. Хотя, конечно, бывают и весьма странные. Например, один ачинец время от времени сигнализирует в полицию о том, что к нему в квартиру через стену и комод проходит молодой человек по имени Валера и моет у него в ванной комнате собаку. Мы понимаем, что это связано с определённым психическим расстройством, но тем не менее, должны отреагировать. Либо это могут быть сообщения, в которых не усматривается никаких признаков административного правонарушения, преступления или хотя бы происшествия. Например: звонит мужчина и сообщает, что к его бывшей жене пришёл любовник. Либо днём в квартире играет музыка или шумит ребёнок – законом это не запрещено. Но на каждое сообщение сотрудники полиции обязаны прибыть, опросить и заявителя, и того, на кого поступила жалоба. Безусловно, это отнимает у наружных нарядов много времени, хотя при этом есть реальные сообщения, где гражданам действительно требуется наше незамедлительное вмешательство – драка, поножовщина или дети, находящиеся в опасной ситуации.
— …и они наверняка потом жалуются вашему руководству на несвоевременную реакцию?
— В таком случае в отношении сотрудников полиции обязательно проводится служебная проверка. Прослушивается запись звонка – во сколько поступил, его содержание. Анализируется и запись камеры видеонаблюдения. Например, бывают случаи, когда сотрудник дежурной части не может взять трубку, потому что перед этим ему поступило сообщение о семейном скандале, и, согласно всем регламентам, он перед отправкой ППС обязан проверить адрес на предмет зарегистрированного оружия, наличия судимостей у участников конфликта и так далее. Делается это прежде всего в целях безопасности наших сотрудников. После этого он регистрирует обращение, причём в письменном виде, выводит рапорт. Все эти процессы занимают от 4 до 10 минут. В это время он просто физически не может ответить, либо берёт трубку и просит немного подождать. Такие случаи, конечно, бывают, но они очень редки.
34 440 сообщений…
…зарегистрировала дежурная часть МО МВД России «Ачинский» за 2022 год
— Если взять динамику: количество обратившихся в полицию становится больше или меньше?
— Если говорить о среднегодовой цифре, то она находится примерно на одном уровне: 34-35 тысяч сообщений. Но на праздники – Новый год, 8 Марта, День города – телефон зашкаливает, в том числе из-за драк. Иногда приходится направлять на проверку таких сообщений даже ДПС, хотя в обязанности сотрудников этой службы входит контроль за безопасностью дорожного движения. В праздничные дни поступает очень много звонков и от нетрезвых граждан – порой даже невозможно понять, какая помощь им требуется.
— В прошлом году у вас появился ситуационный центр. Что это такое, для чего он был организован?
— В дежурной части установлено оборудование для просмотра 137 камер, расположенных по всему городу. В первую очередь это сделано для повышения общественной безопасности. Дежурные постоянно держат систему видеонаблюдения в поле зрения, и при обнаружении на мониторах групповых нарушений общественного порядка – драк, столкновений, несанкционированных митингов, любых беспорядков – незамедлительно направляют туда ближайшие наряды.
В скором времени в эту систему будут внедрены программы, позволяющие в автоматическом режиме, даже без участия дежурного, обнаруживать находящихся в розыске преступников и угнанные автомобили, выявлять в местах массового скопления людей оружие, и так далее.
— Ваши посетители сейчас видят, что в дежурной части идёт ремонт…
— Прежде всего он проводится с целью террористической защищённости сотрудников. Металлическая решётка будет демонтирована, поскольку устанавливается бронестекло, способное выдержать автоматную очередь. После ремонта будет исключён свободный доступ в помещение дежурной части. Конечно, одновременно проводится и косметический ремонт.
— Есть ли в подразделении дефицит кадров?
— Вакансии имеются – это помощник оперативного дежурного и старшего оперативного дежурного, начальник смены, постовой по охране зданий. Вообще, дежурную часть можно считать кузницей кадров для всей полиции. Многие к нам приходят, например, постовыми, даже не имея высшего образования, но при этом с огромным желанием поработать в правоохранительных органах. Затем дистанционно получают образование, перенимают опыт у наших ветеранов, постигают суть профессии полицейского, ведь им приходится сталкиваться с работой всех подразделений отдела. Поэтому я уверен, что работа в дежурной части – это особая закалка и самый лучший фундамент для дальнейшего карьерного роста в органах внутренних дел.
Тоже стоит почитать
Сергей Никитин: «Нам нужно усилить патриотическую работу с детьми и молодёжью»
Ремонт должен быть честным
Фасад, которому рад: программа капремонта – о чём мы не знали?