История одного увольнения
Несмотря на заявление президента Владимира Путина о том, что работодатели в условиях пандемии должны делать всё возможное, чтобы сохранять рабочие места и не допускать увольнений, частные фирмы исполнять рекомендации главы государства не торопятся.
Причём методы, которыми пользуются работодатели, в большинстве случаев оказываются незаконными. Об одном таком прецеденте, произошедшем в Ачинске, рассказывает наша читательница, назовём её Елена…
— Сколько ты проработала в этой организации?
— Больше года.
— Из-за чего тебя решили уволить?
— Я не знаю. Возможно, решение о моём увольнении продиктовано оптимизацией предприятия. Может быть, я перестала устраивать руководство, хотя замечаний по работе мне никто не высказывал и конфликтов с начальством у меня не возникало. В общем, об истинных причинах могу только догадываться.
— Почему прямо об этом не спросила?
— А зачем? Раз мне не посчитали нужным озвучить причины, какой смысл забивать себе этим голову?..
— Ну что-то же они тебе должны были сказать, когда предложили уволиться…
— Директор начал разговор с того, что в данный момент фирме не требуются, так сказать, услуги по моей части. Предложил заняться «посторонними» обязанностями, не входившими в мои должностные. К слову, на тот момент мне уже передали часть работы другого специалиста с моего согласия.
— … Выполнять не свою работу ты не захотела, правильно?
— Дело даже не в этом. Вариант «переквалификации» я для себя рассматривала, но не в таком ракурсе. Мне предложили заниматься таким объёмом работы, который выходил за рамки здравого смысла: за трёх-четырех специалистов сразу. То есть, по сути, сделали предложение, от которого я могла только отказаться. Что, собственно, и сделала. На что директор сказал, что другой работы для меня нет и единственный вариант – написать заявление по собственному желанию. Я взяла паузу на подумать. Если честно, сначала было желание согласиться, но один знакомый «вправил» мозги на место, сказав что-то из разряда: «Ты что, позволишь так вытереть о себя ноги? Где твоя гордость?». Позже до меня и самой дошло, что ведь и правда – это не моя проблема, а работодателя, что для меня вдруг не стало работы. В законе чётко прописано, как в таком случае компания должна «прощаться» с работником – по сокращению. Почему, собственно, я должна в одночасье оставаться без работы и средств к существованию просто по чьей-то прихоти?.. Своё решение я на следующий день озвучила директору.
— Какова была его реакция?
— Он воспринял новость спокойно и так же спокойно начал объяснять, что фирма – частная, и никто не будет увольнять меня по сокращению, мол, законы РФ здесь не работают. Далее пошли рассуждения о том, как на самом деле легко уволить работника, да зачем мне это нужно и так далее. В общем, обычное психологическое давление. Но на меня его «манипуляции» не подействовали: накануне я изучила всю нормативно-правовую базу, касающуюся увольнения и была настроена решительно.
— Где черпала информацию, в Интернете?
— Да. В этом смысле сейчас всё просто – всё есть в открытом доступе. Из прочитанного сделала вывод: уволить работника по статье – очень сложно, если только он не явится на работу пьяным или под действием наркотических веществ, чего за мной не замечалось. Ещё можно уволить по статье о несоответствии занимаемой должности – но это тоже достаточно долгий и проблематичный процесс.
— Были те, кто не поддержал тебя в этой ситуации?
— Конечно. Мне говорили: «Не боишься испортить трудовую записью об увольнении по статье?», «В нашей стране работник абсолютно бесправен» и всё в таком духе. Но я человек упёртый, и если что-то решила – трудно переубедить. Так произошло и в этот раз.
— В коллективе об этом рассказала?
— Да, а что скрывать? Спасибо коллегам: практически все встали на мою сторону. Все же прекрасно понимали – завтра на моём месте мог оказаться любой из них.
— Что происходило дальше: тебя начали, как говорят, «гнобить»?
— Что-то типа того. Работу теперь мне обозначали через приказы. Выполняла всё, что от меня требовали в силу своих должностных обязанностей. Если была с чем-то не согласна – писала служебные записки с обязательной регистрацией во входящих документах. Это чтобы в случае чего можно было доказать в суде, что от обязанностей не отлынивала, а не могла исполнить в силу обоснованных причин.
— То есть прокручивала для себя варианты даже в суд обращаться?
— Если бы безосновательно уволили, обязательно обратилась бы. На самом деле, система, я имею в виду судебная, чаще всего встаёт на сторону работников. Но для этого необходимо собирать все доказательства того, что начальство предлагало уволиться или подталкивало к увольнению.
— Можно, например, записать разговоры на диктофон?
— Можно. Но в этом случае необходимо оповещать начальника о том, что разговор будет записываться. Иначе он может вполне обоснованно написать на вас заявление в полицию. Также нужно всё документировать: отказ от работы, невозможность исполнения приказа и так далее. Делается это, как я уже говорила, через служебные записки.
— Сколько в итоге продлилась такая напряжённая ситуация и чем она разрешилась?
— На самом деле всё разрешилось довольно быстро: недели через две. Руководство согласилось выплатить выходное пособие при увольнении: два средних заработка, разумеется, компенсацию за неиспользованный отпуск, а также остатки заработной платы.
— Для тебя это была всё-таки борьба за свои права или за деньги?
— И то и другое. Нужно же кому-то таких начальников, считающих, что для них закон не писан, ставить на место. Разумеется, и полученная при увольнении сумма теперь греет душу.
— Почему не хочешь назвать организацию: пусть все знают, каким способом там увольняют сотрудников?
— Я не ставлю перед собой цели испортить репутацию этой организации: город у нас небольшой, об этом и без моих усилий в скором времени все узнают. Мой рассказ – о том, что за свои права необходимо бороться. Работодатели относятся к работнику ровно так, как он сам позволяет относиться к себе. Кстати, спустя несколько дней мне позвонили с работы и сказали, что они что-то там неправильно посчитали и попросили вернуть часть средств.
— И что, вернула? Они действительно ошиблись в расчётах?
— Мне выплатили ровно ту сумму, которую мы обговаривали с директором при увольнении. Эту же сумму при увольнении мне прописали в дополнительном соглашении. Отдавать я ничего не планирую, естественно. В таких случаях работодатель может вернуть средства лишь с письменного согласия сотрудника или через суд. Кстати, уволилась я в итоге по соглашению сторон. В данный момент встаю на учёт в Центр занятости: если будет что-то интересное, обязательно расскажу и об этом!..
Тоже стоит почитать
Тайны больше нет: интервью с сотрудницей детективного агентства
Ни хвоста, ни чешуи!
«Люди перестали держаться за свои рабочие места, даже с хорошей зарплатой и условиями труда»