22.11.2024

«Ёжики» внутри

Разговор о непростых студентах

Недавно я поговорила с одной знакомой у об обучении в средне-специальных учебных заведениях. Кстати, с недавнего времени все они называются колледжами (было – техникумы и училища. – Прим. авт.). Моя собеседница уверена: получать образование в колледжах – не престижно, учиться туда идут исключительно дети маргиналов. В корне с ней не согласна: не всем суждено быть юристами, архитекторами, экономистами. Кто-то должен и руками работать. О плюсах, минусах и подводных камнях среднего образования беседуем с педагогом одного ачинского колледжа. По традиции, настоящее имя героини не указываем, пусть сегодня это будет Татьяна…

— Скажи, права моя знакомая, что учатся в колледжах, скажем так, дети из неблагополучных семей?

— Смотря что ты подразумеваешь под понятием «неблагополучная семья»? Если, например, ребёнка воспитывает одна мама, которая не пьёт, не курит, а тащит в одиночку двоих детей, работает не покладая рук, то – возможно. Ну нет в такой семье денег, чтобы дать детям высшее образование. Какая это, по-твоему, семья, неблагополучная?

— Скорее, неполная.

— Правильно. Таких у нас – добрая половина. Много также детей, оставшихся без родителей – из детского дома или которых воспитывают бабушки/дедушки. Есть и «коррекционные» – им ведь тоже где-то нужно получать образование.

— Ты бы отдала своего ребёнка учиться в колледж?

— А почему бы нет? Понимаешь, колледж колледжу рознь. Есть хорошие средне-специальные заведения, где можно получить неплохую специальность и сразу поступить на третий курс «вышки» по этому же направлению. В колледжах же не только на штукатуров-маляров учат. Хотя именно в нашем заведении в основном дети получают обычные специальности, «рабочие».

— Расскажи, как находишь общий язык с детьми?

— Да хорошо нахожу, студенты меня любят. Конечно, бывает непросто, многие дети запущены – социально и педагогически. Много среди них «ёжиков» – так я их называю, – озлобленных на весь мир, на всё незнакомое. Но ведь надо понимать, откуда в них эта «начинка». У одних родители пьющие, других вообще бросили, третьи слаще редьки в жизни ничего не ели – как им быть хорошими? Что они в жизни видели? Не знаю как, но мне удаётся найти к ним подход, но уже через полгода они видят во мне не педагога, а просто друга. Многие, кстати, за советом приходят. Со многими продолжаю общаться даже после окончания учёбы.

— О чём спрашивают?

— Да обо всём. Последний раз, например, девочка, а выпустилась она года три назад, написала, что забеременела. С парнем встречается только три месяца, рожать не хочет, а идти делать аборт боится.

— И что ты ей посоветовала?

— Ничего, повела в женскую консультацию.

Не боишься брать на себя ответственность за такие советы?

Есть некий дискомфорт, но я понимаю, что обратиться чаще всего этим детям больше не к кому. Ну что хорошего было бы, если бы она родила этого ребёнка? Сама перебивается с копейки на копейку: работает продавцом в ларьке. Живёт с родителями и ещё тремя сёстрами/братьями. Ребёнка, элементарно, на что-то содержать надо, удовольствие это сейчас, сама знаешь – не из дешёвых.

— Мне кажется, ты слегка идеализируешь своих студентов. Иногда посмотришь на отдельных представителей молодого поколения, и волосы дыбом встают от внешности, их манеры поведения – наглые, бесцеремонные…

— Согласна, много таких. Но я же говорю: прежде чем осуждать, подумай, почему они такими стали? Да потому что некому было научить «разумному, доброму, вечному». Вот ты говоришь о внешности. Так и есть, некоторые девчонки полторы тонны косметики за раз на лицо кладут. Но кто их учил правильно краситься? Никто, некому было. Они как умеют, так это и делают. Им же сейчас кажется, что чем ярче накраситься, тем старше выглядеть будешь. Кстати, я часто их по этому поводу подкалываю, говорю, что штукатурка – это такой строительный материал и его накладывают не на лицо, а на стены. Так же с поведением: у многих из них не было достойного примера в жизни. Опять же, разве подростки из благополучных семей, где мама и папа – бизнесмены, всегда воспитанные? Не сказала бы…

— Сколько получают педагоги в колледжах?

— Неплохо.

— Можешь назвать цифру?

— У меня выходит больше 35-ти.

— Слышала мнение, что средне-специальное образование в России намного качественнее. Ты как считаешь?

— Всё зависит от учебного заведения и педагогического состава. Но я от многих даже среди своих знакомых, которые сначала оканчивали техникум, а потом поступали в институт, слышала, что в техникуме они получали гораздо больше знаний. А универы нужны были только ради статуса диплома «вышки».

А что можешь сказать, про студентов-коррекционщиков: правильно, что чаще всего им недоступно высшее образование?

Что значит недоступно? Оно в России вообще мало кому доступно, если мы говорим не про платное обучение. Но детям из школ восьмого вида диплом «вышки» не нужен, считаю. Хорошо, если они получают хоть среднее образование, для них и их родителей это большая удача – тогда в дальнейшем ребёнок сможет сам себя обеспечивать. Хотя даже после получения образования мои студенты очень долго ищут работу или устраиваются не по специальности. Но в колледже ведь они не только получают знания, но и социализируются – учатся разным коммуникациям, раскрывают в себе какие-то таланты. У нас вообще очень много проходит различных мероприятий.

— А не поздновато ли в 15-16-17 лет раскрывать какие-то таланты, не ушёл ли поезд?

— Поверь – не поздновато. Бывает, что у ребёнка до этого времени просто не было возможности заглянуть в себя. А в колледже они и петь, и плясать начинают, номера для КВН ставят получше тех, что по телевизору показывают. Причём шутки сами придумывают. Приходи как-нибудь посмотреть, не пожалеешь!

Фото pikabu.ru

Автор