Так называется инклюзивный кукольный театр для детей, созданный педагогом этого учреждения дополнительного образования Галиной Кубрак. Почему он кудрявый, а не, например, колючий? Потому, что этот театр создавался для особенных детей.
Галина Александровна не так давно вернулась из Москвы, где приняла участие в очном финале Х1V Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Жительница Ачинска заняла 2 место в его финале, получив диплом и сертификат участника за предоставление опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ через игру со сказкой». Также она награждена медалью «За службу образованию».
Мы договорились о встрече с Галиной Александровной.
Она произошла в перерыве между её занятиями. Необычный кабинет, куда обычно воспитанников приводят родители и воспитатели детских садов, находится на первом этаже типового школьного здания. Внутри – много мягких игрушек, маленькие стульчики и парты. А вот закрытую ширмой сцену кукольного театра «Кудрявый ёжик» я заметила лишь в конце нашей беседы. Я уже кое-что успела узнать о моей собеседнице, поэтому и начала с вопроса:
— Какой путь вы прошли до «Планеты талантов»?
— В профессию педагога пришла лет 35 назад. 25 из них занимаюсь с детьми-инвалидами и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья. Вначале отработала 15 лет в реабилитационном центре для детей с ОВЗ «Синеглазка», потом перешла во взрослый центр, он сейчас называется «Комплексный центр обслуживания населения», где была методистом и заведующей реабилитационным отделением, а пять лет назад стала педагогом дополнительного образования.
— А как это произошло?
— Наверное, по воле судьбы мне пришлось уйти из социальной сферы и снова вернуться в педагогику: с чего начала, к тому и пришла. Но теперь я не только педагог дополнительного образования, а как я — руководитель кукольного театра «Кудрявый ёжик». Он образовался благодаря стал грантовому проекту БО РУСАЛа. Я собрала родителей ребят-инвалидов, которым уже далеко за 18 лет. Ведь ни для кого не секрет, что проблема социальной изоляции таких детей есть: некоторые из них сумели окончить школу, некоторые – нет, и, как правило, после окончания образовательных учреждений сидят дома. Вот мы и решили создать для них театр. Написали проект и отправили его в «Центр социальных программ РУСАЛа», выиграли грант, нам выделили 50 тысяч рублей. На эту сумму и был создан на базе комплексного центра кукольный театр «Кудрявый ёжик».
— В нём актёрами были только инвалиды?
— Да, и их родители. Потом, когда я ушла из комплексного центра, то свой театр забрала с собой. Директор «Планеты талантов» – замечательная женщина и мудрый руководитель, и, когда я ей пообещала перейти сюда, но работать хочу только с людьми с особыми образовательными потребностями, то она сказала: «Приводите к нам своих ребят, ваш театр будет работать!»
— Я, кажется, начинаю понимать вашу профессию: владеть ей может только милосердный человек…
— Прежде всего надо быть педагогом. Потом – очень добрым человеком, потому что детки – особенные, у них особая нервная система, и они чувствуют каждого. Если ты их не любишь, они никогда не пойдут с тобой на контакт. В Москве, на финале конкурса, в котором участие приняли педагоги-авторы 120 работ, я показала видео о нашем театре. У всех конкурсантов горели глаза – никто из них ранее не рассказывал об особенных детях, и так случилось, что я одна из приехавших педагогов работаю в этом направлении. Я люблю конкурсы, для меня они – отдушина. Появляется много планов и задумок после общения с интересными людьми!
— Родители с удовольствием участвуют в нём?
— Конечно. Родители становятся актёрами, костюмерами. Вначале мы выступали друг перед другом, потом понемногу начали раздвигать рамки нашей коммуникации – стали выходить на фестивали нашего центра, и я потихоньку начала возить театр на зональные и благотворительные фестивали. Нет, я не готовлю из своих ребят актёров, я развиваю у них навыки общения через творчество – это очень пригодится им в жизни. Мои воспитанники очень стеснительны, поэтому и театр – кукольный. То есть ребята могут скрыться за своим персонажем – куклой и за ширмой. Стала таких детей потихоньку выводить на поклон. У многих детей нарушение опорно-двигательного аппарата, есть те, которые не говорят, плохо слышат, им помогают озвучивать роль здоровые дети.
У особенных детей очень тесная связь с родителями: без папы и мамы – никуда, все такие дети требуют сопровождения. Я поняла, что надо расширять границы нашего театра, делать его инклюзивным, то есть вводить в общество особенных детей взрослых и здоровых ребят. Социализация особенных людей в замкнутом круге нереальна. Если вначале театр насчитывал 16 человек, то сейчас в его составе уже 97!
— Сколько лет самым маленьким ребятишкам, в судьбе которых вы принимаете участие?
— Четыре года. В этом году у меня, в основном, дошколята и начальное звено школы. Всего – 9 групп по 10-12 человек.
— Вы не устаёте от работы с такими детьми?
— Устаю. Они очень много забирают энергии, маленьким нужен телесный контакт – обнимают, а старшие делятся проблемами в семье.
— Как вам удаётся сочетать работу и личную жизнь?
— Муж помогает. Он – тоже педагог, и прекрасно меня понимает. Вы знаете, у меня самой особенный ребенок. Если бы не было такой трагедии в жизни, то, может быть, и меня тут не было бы. Я всё сделала для сына, и он прекрасно это понимает. Когда я уехала в Москву, меня не было 10 дней, они вдвоём с трудом, но справились. Когда муж — единомышленник, это же – здорово!
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены