24.04.2024

Забытый храм на горе

Не многие помнят, что первая церковь Ачинского острога была перенесена из города на гору – на территорию нынешней берёзовой рощи по улице Дзержинского и в 1868 году ровесница города, церковь Св. Николая, заменена новой деревянной, которая называлась Крестовоздвиженской. Затем на её месте воздвигли каменный храм. Однако не все знают, что у него есть «двойник» в городе Тайге Кемеровской области: архитектор у строений был один – Константин Лыгин. В Тайге храм построили в 1896 году, в Ачинске – в 1905-м, но уже с изменениями, внесёнными его не менее известным коллегой – Владимиром Соколовским.

В Тайге храм жив и работает, более того – его даже реконструировали, у нас же святыня была уничтожена в 1925 году. Группа музейщиков из Ачинска побывала на станции Тайга, благодаря чему появились снимки действующего храма и этот материал.

Талантливый архитектор

Вначале вспомним об известном архитекторе Лыгине и его уникальном проекте. В 16 лет юноша успешно сдал вступительные экзамены в Императорскую академию художеств на архитектурное отделение. Будучи студентом, в 1877 году награждён Советом Академии серебряной медалью 2-го достоинства. Окончил академию в 1879-м в звании классного художника с аттестатом 1-й степени.

Лыгин занимался частной строительной практикой в Москве. С 1881 года состоял действительным членом Санкт-Петербургского Императорского общества архитекторов, а с 1891-го – членом-корреспондентом этого общества. Он строил здания Маринского театра в Петербурге, работал в Самаре, Казани, Риге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Тайге, Петропавловске, Новониколаевске (Новосибирске), Бийске.

Томское наследие

В 1895 году в Петербурге Константин Лыгин занял должность архитектора при Управлении Средне-Сибирской железной дороги в Томске, и большую часть своей творческой биографии подарил городу, построив в городе более 20 зданий и мост через речку Ушайку. На сегодняшний день Томск гордится четырнадцатью сохранившимися зданиями и уникальным «питерским» мостом в Сибири.

Ачинск тоже мог бы гордиться встречей с известным архитектором, но история распорядилась иначе. В начале ХХ века в городе возникла потребность строительства каменного храма взамен деревянной церкви на городском кладбище. Ачинских купцов заинтересовала слава храма, построенного Лыгиным в Тайге. Отметим, что в начале карьеры в Томске архитектор проектировал объекты на станции Тайга. Планировалось, что Тайга станет крупной узловой станцией благодаря своему центральному расположению. Первым объектом был храм Андрея Критского. Это был царский заказ, и Константин Лыгин с честью выполнил его, получив одобрительный отзыв, начертанный Николаем II на проекте. Этот храм называли одним из красивейших на всей Транссибирской магистрали – по своему величию и убранству он был лучшим на всём пути от Челябинска до Владивостока.

В 1902 году созданная строительная комиссия Ачинска «представила на утверждение строительного отделения губернского управления проект церкви, разработанный известным томским архитектором Лыгиным». Однако новый младший архитектор строительного отделения Соколовский признал его «неудобным», предложив свои услуги исправить его. Исправление проекта отодвинуло начало строительства на год.

К слову, Крестовоздвиженский храм стал первым объектом в Ачинске, в строительстве которого принимал участие впоследствии известный архитектор Енисейской губернии Владимир Александрович Соколовский.

Если посмотреть фотографии храма на станции Тайга и редкие фото Крестовоздвиженской церкви в Ачинске, то возникает искушение сравнить детали. По совершенно уникальным обстоятельствам храм в Тайге пережил столетие, остался «жив»: выстрелом из бронепоезда была сброшена одна из его глав, затем были скинуты на землю кресты, купола и колокола. В огне сгорели бесценные иконы, сгинули серебро и золото. А храм стал складом. Была предпринята попытка его взорвать, но раствор кладки оказался очень прочным. Больше попыток уничтожить строение не предпринималось из-за боязни повредить железнодорожное полотно. В 1997 году храм отреставрировали и освятили. Увидеть церковь на станции Тайга – это почти воочию «увидеть», каким был его «собрат» в нашем городе.

В стиле романтизма

Строение выполнено в стиле русского романтизма, модного стилевого направления конца XIX – начала XX веков, в технике лицевой кладки из красного обычного и лекального кирпича с деталями из местного светло-жёлтого песчаника. Внешне храм «цитировал» архитектуру древнерусских храмов с барабанами и куполами-луковицами, закомарами, декором в виде колонн и капителей. Внутренний объём строения выполнен в каноне 17-18 веков, где он представал «кораблём», вытянутым с запада на восток и состоящем из притвора с колокольней, центральной части и апсиды.

Центральный объём храма внутри «накрыт» шатровым сводом, в центре – небольшое шестигранное окно, закрытое голубым стеклом. Свет проникал сквозь узкие оконцы центрального барабана и, проникая внутрь, символизировал божественный свет.

А судьбы – разные…

Сравнивая храм Андрея Критского на станции Тайга и фотографии Крестовоздвиженского храма в Ачинске, видишь разные задачи, которые решали архитекторы. Владимир Соколовский убрал ряд закомар, подняв высоту стен, и, можно предположить, что это увеличило внутренний объём центральной части храма. Колокольня храма архитектора Константина Лыгина расположена над притвором, тем самым, лестницы всхода на колокольню делают притвор маленьким. В ачинском храме колокольня пристроена к притвору, который становится более свободным для входа и проведения церемонии отпевания.

Соколовский как начинающий архитектор был внимателен к месту, архитектуре нашего города. Сохранился сделанный им рисунок деревянной Крестовоздвиженской церкви. Те изменения, которые Соколовский внёс в проект Лыгина, пришли из анализа архитектурных особенностей именно этой деревянной церкви, из потребностей здания храма, выполняющего миссию прощания. Соколовский не считал, что этот проект получился удачным. Но он соединил творчество двух гениальных архитекторов, занимающих первые места в золотом архитектурном фонде Сибири.

Светлана Капошко, заведующая филиалом Музейно-выставочного центра Ачинска.

Фото Анатолия Агапченко

Автор