25.04.2024

Кому нужна синагога?

Евреев в Ачинске нет: почти все они уже в Израиле

В январе наступившего года на Ачинск обрушился сильный ветер. Больших бед он не натворил, но сумел сбросить на землю покрытие одной из башен бывшей синагоги – сейчас там находится станция скорой медицинской помощи. Кстати, это здание, построенное в 1907 году по проекту известного архитектора Владимира Соколовского, является региональным памятником архитектуры. Я решила провести короткое расследование об истории этого красивого здания из красного кирпича и ответить на вопрос: почему синагога стала не нужна ачинским евреям?

Синагога, 1906 год. Изображение с почтовой открытки – тут до завершения строительства осталось совсем немного. Видны три башни на крыше – после одного из пожаров сохранились убранные остатки лишь двух. Слева на снимке – деревянная синагога, которая была построена в 1895 году.

В советские годы в Ачинске жило гораздо больше представителей этого народа, и они активно боролись за то, чтобы им передали синагогу. Знаю об этом не понаслышке: моим коллегой по работе в газете «Новая Причулымка» был журналист Илья Гринберг. У него была большая мечта – перебраться с семьёй в Израиль или в Германию, документы для этого уже готовились. Но одновременно Илья принимал активное участие в передаче здания синагоги ачинским евреям и добился, чтобы на нём хотя бы появилась мемориальная историческая табличка. Уехать-то он уехал, но, видимо, климат в чужой стране оказался вреден для здоровья, поэтому сейчас он живёт в Краснодарском крае.

Но – ближе к делу. Вначале я разобралась в том, что означает слово «синагога». Думала, что это храм, но мнение оказалось ошибочным: храм у евреев один – храм Гроба Господня в Иерусалиме, на горе Голгофе. На иврите синагога звучит как «байт-кнесет», что переводится как «дом собрания». Синагога – место, где иудеи молятся, изучают Тору и общаются.

Но вернёмся к теме статьи. Евреи начали селиться в Ачинске в середине XIX века. Из 33 купеческих домов в городе шесть принадлежало евреям. Между прочим, первый каменный дом в городе в 1875 году поставил именно еврей – купец Лейбович.

В 1920 году вышел Декрет об отделении церкви от государства и школы. На сновании его была произведена опись ценностей всех культовых учреждений города и арестованы их счета в казначействе. Но в апреле 1930 года вышло постановление Совнаркома «О необоснованном закрытии церквей и ущемлении свободы совести граждан». Все культовые учреждения города начали свою работу вновь – кроме синагоги. Её здание передали под клуб артели «Восход», затем там были Дом учителя, Дом пионеров, а с 1990 года и по настоящее время в нём располагается станция скорой медицинской помощи. За свою историю здание пережило два пожара: из-за его последствий пришлось срезать верхушки башен. В огне сгорел архив синагоги, что в дальнейшем осложнило жизнь евреев, собирающих документы для переезда в Израиль.

В 1990 году в Ачинске была создана еврейская община – тогда, видимо, и началась борьба за здание бывшей синагоги. Председателем её является Софья Ханоновна Целищева. Мне удалось найти её телефон и побеседовать. Женщина рассказала следующее:

— Когда в эксплуатацию сдавался перинатальный центр, то главный врач АМРБ Денис Лебедев позвонил мне: «Забирайте свою синагогу и сами её ремонтируйте. Если она вам не нужна, то я переведу скорую помощь ближе к зданию перинатального центра». Я позвонила в Москву, в Еврейскую общину РФ, в надежде найти средства. Как раз в тот момент активно ремонтировались синагоги в других городах. Но мне отказали, заявив, что денег нет, а здание можно забрать, если мы сами сможем привести его в порядок. А с кем это сделать? Общину сейчас в праздники посещают члены максимум 20 семей – несколько мужчин преклонного возраста. Для этого администрация выделила нам комнату в одном из общежитий третьего микрорайона. Почти все евреи из Ачинска эмигрировали. Честно сказать, скоро я планирую освободиться от председательских обязанностей.

— А сами не хотите уехать в Израиль?

— Я уезжала туда к сыну на три года. Похоронила его там и вернулась в Ачинск, где оставила мужа.

Собеседница посоветовала вам обратиться к моей подруге Тамаре Криворучко, которая может больше рассказать о синагоге.

С Тамарой Геннадьевной я знакома давно. Позвонила – и вот я у неё дома. Первый вопрос, который ей задала: «У вас в общине есть раввин?»

— Нет, и никогда не было. Когда создавалась община, то раввином пробовал стать Илья Гринберг: умный мужчина, но лентяй. В 2000-е годы все евреи хлынули из города в Израиль. Там очень много ачинцев, есть уже и их могилы. Да и для того, чтобы появился раввин, в общине должно быть определённое количество членов. Старые умерли, а молодых чистокровных евреев, когда отец и мать – этой нации, всего один человек. Был и ещё один, бывший узник фашистского концлагеря, он умер несколько лет назад. Лично у меня отец – русский, а мать – еврейка. Говорят, что национальность устанавливается по матери, но чем больше смешанных браков, тем меньше чистой еврейской крови. Можно ли таких людей считать евреями?

Что выходит? Синагога ачинским евреям теперь не нужна, волны эмиграции унесли их на землю обетованную, и уносят до сей поры. Но это не значит, что надо махнуть рукой на здание синагоги, которое представляет историческую ценность. Учитывая, сколько заброшенных зданий в старом центре, о полноценном ремонте не приходится и мечтать. Но поддерживать его в более-менее сносном состоянии, чтобы хотя бы крышу во время ветра не сносило – это обязанность тех, кто в этом здании работает.

Объекту культурного наследия регионального значения – бывшему зданию еврейской синагоги – исполнится 106 лет.

Автор