Заслуженный художник России Павел Батанов известен за пределами нашей страны. За его плечами – Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова, Омский государственный педагогический университет художественно-графический факультет, кафедра живописи и десятилетия служения родному городу. Почётный гражданин Ачинска имеет ряд наград, из последних – золотая медаль Сурикова «За выдающийся вклад в развитие российского искусства» – была вручена ему в 2020 году.
Мы встретились с Павлом Михайловичем накануне Нового года.
— Каким был для вас уходящий 2022-й?
— Ничем не отличающимся от других: работа в школе, работа в мастерской, подготовка к выставкам.
— Как это «ничем»? А переезд художественной школы в новое капитально отремонтированное, а, главное, своё здание?
— Соглашусь, что это масштабное событие не только в жизни города, но и во всём Красноярском крае. Конечно, это – заслуга всего педагогического коллектива, в котором я долго работаю, строителей, но самая большая – директора школы Елены Владимировны Андреевой. С переездом появилась свобода, какой-то свежий эстетический подход в интерьере: всё вокруг – новое, способствует тому, чтобы ребёнок овладевал художественным творчеством. Рад, что благодаря Елене Владимировне в школе появилось направление «керамика».
— Павел, а сколько лет своей жизни вы посвятили преподаванию в этой школе и творчеству?
— Педагогике – 43 года, творчеству же, если считать с первой художественной выставки, то около 50 лет.
— В жизни почти каждого человека в некоторые периоды возникают сомнения: ту ли выбрал профессию? А у вас они были?
— Никогда. Твёрдо могу сказать одно: профессию выбрал осознанно. Испокон веков художники мучились нехваткой средств, но эта проблема – решаема: «Иди поработай!» Вот и всё, ведь ты – мужчина.
— Как же так получилось, что парень из деревни стал художником, да ещё и заслуженным? Ведь родом-то – из простых крестьян?
— А вот этого я и сам не знаю! Наверное, было дано свыше, Божий промысел. В нашем крестьянском роду любителей рисовать не было. Моя родина – деревня Усть-Ерба Боградского района.
— Вы с такой гордостью об этом говорите. Некоторые известные люди, наоборот, любят прихвастнуть, что они – из дворянского рода голубых кровей…
— Наверное, главное – не сословие, а человеческий фактор. Мои родители были честные, работящие люди, воспитали нас с братом, дали образование и не препятствовали личному выбору профессии. Брат занимался сельским хозяйством, а мою профессию отец вначале не понимал и не ценил. Я, например, приезжая, обычно с гордостью делился тем, что поучаствовал в очередной выставке и был отмечен. Отец на это никак не реагировал, но зато с радостью рассказывал о том, что брат приумножил своё домашнее хозяйство. Зауважал он мою профессию и принял всерьёз лишь когда я самостоятельно, не попросив у него ни копейки, приобрёл свои первые «Жигули».
— Почему вы так любите пейзажи? Про то, что на них часто появляются умирающие деревни, я и спрашивать не буду…
— После получения образования каждый художник начинает искать, как некоторые говорят, «стиль» или «тему». Никогда не задумывался над этим. Стиль всегда вырабатывается от внутреннего состояния художника: один из нас, допустим, более импульсивный, другой – тихий, третий – умеренный. Когда ты являешься профессионалом, то это прослеживается в твоих картинах. Лично я люблю и пишу Причулымье с его далями и природой.
— Когда у вас плохое настроение, можете ли вы работать над очередной картиной?
— Настроение плохое, но работать-то надо! Втягиваешься в процесс, и всё неприятное отходит в сторону. Через минут 10-15 ты полностью перестроен на то состояние, которое хочешь передать картиной.
— Как вы понимаете слово «слава»?
— Да никак! Нарисовал картину, двум-трём человекам в унисон их образованности она понравилась – это уже хорошо. Наверное, я имею славу, но лучше всё же понимаю синоним этого слова – «известность». Хорошо, когда знают и узнают.
— А вас не оскорбляет, когда вашу картину покупают в подарок, например, начальнику на юбилей, когда сами, да и он не разбираются в искусстве?
— Что тут поделаешь. Но меня это не оскорбляет.
— Павел, как вы относитесь к деньгам?
— Нормально – без них не проживёшь. Однако можно иметь миллионы, а вести недостойный образ жизни. Лучше же находиться в такой ситуации, когда тебе вполне хватает средств, и заниматься любимым делом.
Это будет неправдой, если я скажу, что у меня нет денег. Они у меня есть, я их постоянно зарабатываю своим трудом и талантом.
— Какой вы педагог: строгий или всё же добрый?
— Смеётся: «Надо спросить у детей!» Где надо, там я строг, где нужно понять и простить ученика, конечно, это делаю. Художника из каждого не получится, но талант по мере учёбы развивается, и научить рисовать можно каждого. Давайте вспомним, как хорошо было развито рисование в царской России! Пушкин, Лермонтов прекрасно рисовали, причём последний был военным. А ведь не получали специального образования. У Баратынского есть выражение о том, что если тебе дан талант, то не имеешь права его бездарно растрачивать. Это касается человека любой профессии.
— Ачинск любите?
— Как и деревню. Очень красивый город с богатой историей. Ни один город Красноярского края не посетили сразу три государственных деятеля: Ленин, Сталин, царь Николай.
— Как будете встречать Новый год?
— Дети разъехались, поэтому вдвоём с женой. Супруга приготовит на стол мясные и рыбные блюда – очень их люблю. От всей души поздравляю со страниц газеты с наступающим праздником всех ачинцев и жителей района!
Фото: «Город «А»
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»