Вот уже на протяжении многих лет на старте очередного политического сезона мы встречаемся с председателем Ачинского городского Совета депутатов Сергеем Никитиным и обсуждаем грядущее рассмотрение бюджета на будущий год. Но в этот раз поговорили не только о городской казне, но и о нынешнем благоустройстве, состоянии дорог, а также о «кадровых» изменениях в горсовете.
— Сергей Николаевич, в этом году, насколько я понял, депутаты решили начать рассмотрение бюджета раньше, чем обычно. Это связано с тем, что вы хотите детальнее и глубже разобраться в муниципальных программах?
— Действительно, такую попытку мы предприняли именно по той причине, которую вы назвали. Однако вскоре стало понятно, что это будет не совсем правильно: ещё не совсем ясен объём субвенций и субсидий, которые будут выделены из краевого бюджета – а это весомая часть наших доходов. Без понимания, какой она будет, бессмысленно утверждать программы, которые на данный момент учитывают только собственные доходы. Обсудили этот вопрос с главой города и пришли к общему мнению, что всё-таки будет правильнее начать рассмотрение тогда, когда мы будем иметь полное понимание сумм финансирования на следующий год. Поэтому график рассмотрения муниципальных программ немного скорректировали. Как только станут известны окончательные параметры из края, а это случится уже в ближайшие дни, вновь вернёмся к этим вопросам. Времени в запасе ещё много – его хватит, чтобы подробно обсудить статьи расходов. Хотя депутаты уже активно вникают в этот процесс, вносят предложения, высказывают пожелания.
— Кстати, вы затронули непростую тему, потому что депутаты как раз сетуют на то, что администрация игнорирует их пожелания – так называемые «хотелки» народных избранников в бюджет не включаются, даже в ходе корректировок.
— Вы не совсем правы: мнения депутатов учитываются, хотя, действительно, не всегда. Но надо посмотреть на этот вопрос реально: когда «хотелок», как вы говорите, набирается на 100 миллионов рублей, стоит призадуматься – а где их взять? При том, что многие статьи расходов – целевые, и их не перераспределишь даже при всём желании. Те предложения, которые вносят депутаты, можно реализовать только за счёт местных доходов. А их не так уж много.
— Выглядит, как будто вы заступаетесь за администрацию…
— Ни в коем случае – просто я имею представление, из чего состоит бюджетный механизм и как он работает. Жители моего округа тоже поднимают немало вопросов, которые хотелось бы решить: отремонтировать все дороги, построить везде тротуары и обеспечить всех водой. Однако я понимаю, какие это затраты. Тем более, что как председатель горсовета должен исходить из интересов не только жителей моего округа, но и всех жителей города.
— Недавно в горсовете состоялось совещание, посвящённое строительству в ЮВР двух домов для сирот и переселенцев из ветхого жилья. Подрядчики задерживают сдачу объектов, поэтому им пришлось выслушать не совсем приятные реплики депутатов. Ваши комментарии, кстати, тоже были достаточно резкими.
— Я не могу смириться и наблюдать со стороны. Торги, напомню, прошли в декабре прошлого года, и на сегодняшний день строительство должно быть уже завершено. А в реальности – хорошо, если дома полностью будут готовы к Новому году. Вопрос: почему это выясняется только сейчас? Ведь есть график работ, и если на каком-то этапе случилось отставание, надо тут же анализировать, почему это произошло, и делать всё, чтобы наверстать упущенные сроки: набирать дополнительных сотрудников, перераспределять усилия или закупить материалы. А нас теперь, получается, поставили перед фактом: дома вовремя сданы не будут. И как я должен на это реагировать? А как на это должны реагировать семьи, которые вовремя не въедут в свои квартиры?
— Так у нас и с благоустройством то же самое. Хотя, казалось бы, от внимания властей ход работ явно не страдал: на объектах каждую неделю были и мэр, и замы, и специалисты администрации, и депутаты, кстати, тоже. А результат – как и в прошлом году: по сути, полностью ещё ничего не готово. Получается, контроль никак не повлиял на скорость подрядчиков?
— Контроль должен быть в любом случае. А если разбираться в том, почему объекты не сданы в срок, то надо начинать с проектов. Точнее – с их качества: в этом году получилось так, что на бумаге одно не учли, другое забыли, третье не довели до ума. В итоге эти слагаемые привели не только к затягиванию сроков, но и, скажу больше, к снижению качества. А ведь проекты благополучно проходят экспертизу! Вот и думай, что это: некомпетентность, головотяпство или умышленные действия?
Моё мнение: пора уходить от гонки за объёмами. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Если вы обратили внимание, в последнее время при подготовке контрактов на ремонт дорог администрация стала уходить от дешёвых материалов, которые, например, используются при приготовлении асфальтобетонной смеси. Что толку от того, что сделали два километра новой дороги, а уже через год на ней появляется колея? Почему такого не происходит на федеральной трассе? Может, потому что там подход другой?
Всегда говорю: нам не нужны гарантийные обязательства – все эти устранения колейности и латания выбоин уже на следующий год. Я хочу, чтобы дорога простояла минимум пять лет без всякого вмешательства. Потому что как только начинается ремонт – дорога моментально приходит в негодность. Обратите внимание на улицу Чуприянова, которая проходит через Мазуль. Много лет она находилась во вполне сносном состоянии, а как только взялись что-то делать с ямами – посмотрите, во что она превратилась сейчас. По сути, там теперь нужен капитальный ремонт.
— Вы ведёте очень активную деятельность в соцсетях – постоянно делитесь с подписчиками информацией, вступаете в переписку. Но подчас получаете и весьма критические комментарии. Как к ним относитесь?
— Если они справедливы – спокойно. Понимаете, такую форму общения диктует время. Если не принимать во внимание личные встречи, то только через соцсети, через интернет можно оперативно и объективно получить обратную связь, и не только с избирателями. Кстати, сейчас у меня на столе лежат документы – их прислал Сергей Станиславович Лесников, руководитель московской фирмы «Новые горизонты». Человек никакого отношения к Ачинску не имеет, но узнал из интернета о том, что мы планируем благоустроить сквер в квартале 7 «Б», и предложил свои услуги по разработке проекта, причём абсолютно бесплатно. Разве это плохо?
— По-моему, впервые в истории горсовета за два года его досрочно покинули сразу четыре депутата-одномандатника. И все они – из «Единой России». Вас это не настораживает?
— Нет, потому что каждый уход – это особые обстоятельства, никак друг с другом не связанные. Лишь один написал заявление в связи со сменой места жительства, а трое перешли в исполнительную власть – этим можно только гордиться. Как у них сложилась судьба – это другой разговор. Кстати, сразу замечу, что место выбывших депутатов после довыборов заняли также представители «Единой России». Даже те, кто пришли в этом году, сегодня уже адаптировались и активно участвуют в работе.
— В последнее время стало заметно, что депутаты на комиссиях и сессиях стали гораздо активнее – требовательнее к специалистам администрации, друг с другом спорят, поднимают серьёзные вопросы…
— И это правильно – не должно быть такого: эти проблемы обсуждаем, а эти – не тема для дебатов. Единственное, о чём я всегда прошу коллег, – прежде, чем задавать вопросы, нужно глубоко вникнуть в ситуацию. Потому что велик риск скатиться в обычный популизм. Иногда избиратели говорят такие вещи, которые я поддерживаю, но я в первую очередь думаю: как и за счёт чего это сделать? Да, некоторым это не нравится, но я привык быть честным и откровенным перед своими избирателями. Они не заслуживают пустых обещаний – от этого предостерегаю и своих коллег.
Тоже стоит почитать
Людмила Александрова: «Каждый персонаж на сцене должен быть многогранным – тогда зритель ему верит»
Марина Федоренко: «Безопасный счёт – это ваши руки»
Первый парень на деревне