05.03.2024

Затерявшийся народ Чулыма…

Затерявшийся народ Чулыма

В прошлом году мы уже писали о прозаике, этнографе и историке-краеведе Александре Александровиче Комкине, жителе Лесосибирска, члене Союза енисейских краеведов. Тогда мы опубликовали его работу об ачинском речпорте. Недавно мужчина вновь посетил нашу редакцию, уже с работой-исследованием о чулымцах.

Чулымцы, чулымские тюрки, чулымские татары – так называли тюркоязычные родовые группы, откочевавшие на север, после завоевательного похода монгольских войск на Южную Сибирь.

Мирное соседство

Свою новую историю этот древний народ Южной Сибири ведёт с X-XI веков. Теснимая монголами часть тюркскоязычных племён Хакасско-Минусинской котловины спустилась со своих исконных земель вниз по реке Чулым, где встретилась с миролюбивыми кетами и, не смотря на разность языков, культуры, на протяжении всей своей истории мирно соседствовала, создавая новый этнотип Сибири.

Русские казаки впервые узнали об этом народе в начале XVII века после того, как вышли к берегам Чулыма, где в 1621 году построили Мелецкий острог. К этому времени новый этнос уже полностью сформировался. Тенденцию количественного изменения этих народов изучал в начале XXI века красноярский этнограф В. П. Кривоногов, предприняв три экспедиции на Чулым.

Расселились чулымцы по реке – от современного Тюхтетского района до среднего течения Чулыма на территории Томской области, а также по притокам Чулыма Яе, Ие, Кемчугу, Урюпу. На территории Красноярского края относительно компактное проживание отмечено в Пасечном, Чиндате, Костино и ближе к северной границе Бирилюсского района.

Род занятий

Основное занятие чулымцев: охота и рыбалка, подспорье – собирательство. Отсюда и образ жизни – полукочевой. Выкапывали в склонах берегов полуземлянки, порой довольно большие, в которых могли проживать несколько семей. В зимний период незначительно занимались охотой, подлёдным ловом и ремонтом инвентаря и одежды. Весной играли свадьбы и расселялись в привычные для кочевой жизни местности.

Перед свадьбой – помыть голову

У чулымцев и кетов при сватовстве сват, идя от жениха к невесте, брал с собой новую трубку и табак. Войдя в жилище, где живёт с родителями невеста, он подавал отцу девушки трубку и, объяснив причину своего прихода, на короткое время покидал дом невесты. По возвращении брал трубку: если за период его отсутствия трубку не курили – значит, ему отказали. Если выкурена, то идёт торг о калыме.

В день свадьбы жениху и невесте мыли головы. Волосы девушки заплетали в две косы. Шаман связывал концы кос молодых и соединял их руки – это символизировало единство. Родственники молодых образовывали вокруг два полукольца. Свадьба сопровождалась застольем, играми, состязанием сородичей в стрельбе из лука, метанием копья, перетягиванием палки. В это время молодые парни приглядывали себе невесту из девочек-подростков, чтобы в будущем образовать новую семью. Девушки, как правило, выходили замуж в 15-16 лет, однако просватана она могла быть и раньше, и даже могла переселиться в жилище будущего мужа, проживая в нём на правах дочери.

Молодые свою первую ночь проводили в новой юрте или шалаше. Между юртами молодых и тестя всю ночь горел костёр, а перед тем как уйти к невесте, жених должен был бороться с родственниками девушки, доказывая, что он может защитить свою жену.

Шаманисты

Фольклор чулымцев включал в себя мифы, предания, сказки о животных и быте. Обрядовая музыка представлялась шаманскими и праздничными песнями. Основным музыкальным инструментом был варган.

В юрте чулымцев в центре горел костёр. Остов больше походил на чум и представлял собой жерди, уложенные в наклон. С наружи жерди обкладывались сухой травой, берестой, корой деревьев, на которые насыпалась земля. Земляной пол застилался пихтовыми ветками и берестяными подстилками. Там где большую часть времени проводили дети, пол устилали двумя и более слоями шкур. Вход в жилище устраивали чаще всего с западной стороны. В качестве двери была двухрядная берестяная завеса. Наружную сторону двери украшали резным узором.

Постельные принадлежности представляли собой сшитые из шкур животных мешки, в которые и забирались на ночь обитатели жилища. Под голову обычно клали импровизированные подушки, набитые пухом птиц. Посуда была из бересты, дерева. Позднее в обиходе появились металлические чайники и котлы. Использовалась и примитивная глиняная посуда.

Одежда была меховая, а после прихода русских – подшитая тканью. Она была простой и удобной. Женские одежды были как правило яркие, украшенные из бусами, стеклярусом, бисером. Мужская – сдержанных тонов. Причём одежда была практически одинаковая: длинная. Однако отличалась: женская до щиколоток, мужская до колен. Этого требовал этикет и образ жизни. Запахивали одежду на левую сторону. Покойникам – на правую

Летняя обувь представлялась короткими кожаными туфлями-чирками, в сырой период на чирки надевали чулки из снятой шкуры гагары. Зимой, соответственно, обувь была из шкур животных. Женщины носили чулки из шкуры лося или сукна, мужчины – меховые штаны.

Головным убором у обоих полов был платок. В зимний период шили капорообразные шапки из шкурок мелких животных. Дети и подростки ходили с распущенными волосами. Девушки заплетали большое количество косичек. У мужчин была одна коса, у замужних женщин – две. Вдовы ходили с распущенными волосами.

Пища

Чулымцы слыли гурманами. По возможности, использовали свежее мясо и рыбу, обжаривая на огне очага или запекая в золе. Что не могли съесть, заготавливали впрок – сушили и толкли. Готовый порошкообразный продукт хранили в кожаных мешках или берестяных коробах. Хлеба до прихода русских не знали, но и потом ели его мало. Основными продуктами питания в летнее время, являются дары природы. Ягоды сушили или хранили в виде намятой смеси, особенно клюкву и бруснику. Несмотря на обилие грибов, аборигены Причулымья, как и большинство народов Сибири, в пищу не употребляли, считая погаными.

Собирательство, отразилось и на обрядах. Например, если рождался мальчик, то его пуповину, помещали в берестяной туесок и подвешивали на кедр, веря, что мальчик, ставши мужчиной, будет страстным шишкарём. Если рождалась девочка, то туесок подвешивали на черёмуху, поскольку ягоду всегда собирали девочки и женщины.

Переняв от русских поселенцев, держали скот, в том числе и лошадей монгольской породы. Землепашеством чулымцы стали заниматься поздно.   

Основным средством передвижения для рыбаков были обласки – лёгкие долблённые лодки. Изготовление их требовало большого умения. Для этого использовались мягкие породы дерева – ветлы, осина, тополь. Видимо, от породы дерева и произошло название лодки у жителей Томской области, и некоторых народов енисейского севера. – ветка. Длина лодки: от 3,5 до 5 метров. Чтобы удержаться на воде и развить приличную скорость, надо иметь высокое мастерство. Наверное, не случайно в наши дни, одним из видов соревнования в д. Пасечное, этот вид гонки является изюминкой, как у современных хакасов – борьба курес и состязания на лошадях

Медицина

До прихода русских аборигены не знали многих болезней. Лекарями были шаманы и знахарки. Вторые были менее уважаемы: шаманы, стараясь убрать конкурентов, объявляли их союзниками злых духов. Плохие бытовые условия, контакты с новыми болезнями, отсутствие элементарной санитарии принесли эпидемии и увеличившуюся смертность.

Немногочисленный народ чулымцев исчезает, язык их практически утрачен. Виной тому – ассимиляция, а также социальные проблемы, толкавшие людей покидать родовые земли. Социальные преобразования в годы советской власти сыграли шутку над большинством представителей сибирских народов – сплошная русификация и навязывание оседлого образа жизни, а следом и коллективизация без учёта традиционного образа жизни. Для многих народов появились привилегии, которые впоследствии повлекли за собой иждивенческое отношение к государству. Когда я был в 2018 и 2020 годах в причулымских районах, то узнал, что родной язык знают не более десяти человек, а свободно говорить на нём могут только двое…

 Фото из открытых источников

Автор