24.04.2024

History & english: как ачинский учитель совмещает преподавание истории и английского языка

Одним из самых любимых учителей Ольги Киселевой, а она – выпускница ачинской школы № 12, являлся историк Владимир Иванович Тимченко.

В то время когда училась Ольга, на уроках ещё не прибегали к помощи интерактивных досок и проекторов, поэтому главным показателем мастерства Владимира Ивановича была речь. Ребята заслушивались его интересными рассказами, которые мог прервать лишь звонок на перемену. Мужчина относился к ученикам как ко взрослым, часто обращаясь на «вы». При этом он повторял, что нужно не только изучать материал урока, но и учиться аргументировать свою точку зрения. Дискуссии и диспуты на занятиях по истории и обществознания были обычным явлением.

— Именно этот человек укрепил мою детскую мечту стать учителем, – говорит сейчас Ольга Валерьевна, которая работает в Лицее № 1 уже больше десяти лет. – Благодарна я и бывшему директору школы № 12 Светлане Юрьевне Спивак. На выпускном вечере, вручая мне аттестат, она сказала: «Знаю, кем ты хочешь стать. Пообещай, что вернёшься к нам». Я тогда тихо сказала «да». Поступив в педагогический университет на исторический факультет, вернулась, но только не в свою школу, а в Лицей № 1, к тому времени Светлана Юрьевна уже руководила им. Позже в связи с переменой места жительства она покинула это место. Вот уже два года нашим директором является победитель конкурса на замещение освободившейся вакансии Евгения Владимировна Трегубова.

У меня на языке вертится один важный вопрос к Ольге Валерьевне. И я сразу ей его задаю:

— Говорят, что кроме истории, вы ещё преподаёте и английский язык. Насколько это совместимо?

— Четыре года назад я прошла курсы переподготовки на учителя иностранного языка, во время обучения я вновь почувствовала себя ученицей. Сейчас преподаю английский язык ребятам, начиная со второго класса. Даже рискнула поэкспериментировать: несколько уроков истории проводила с частичным применением английского языка, а его преподавание – с небольшими фактами истории России. Профессия учитель подразумевает постоянное движение вперёд, к новым знаниям и методам преподавания: посещаю семинары, вебинары, и всегда узнаю что-то новое.

 — Взгляд на прошлое России постоянно меняется, а, как известно, без прошлого нет будущего. Как в такой ситуации можно достойно рассказывать о нашей истории?

— Я не имею права навязывать детям своё мнение. Поэтому просто преподношу им исторические факты, стараясь научить критически их оценивать, чтобы мои ученики могли ориентироваться в огромном потоке информации, которая изо дня в день обрушивается на нас. Большое место в своей работе отвожу проектной деятельности – ребятам всегда интересно что-то делать своими руками. Например, когда в 5-м классе мы закрепляем тему о первобытном обществе, приношу глину, палки, камни, ягоды. Ученики лепят посуду из глины, пробуют создать копьё, привязав камень к палке. Получаются безумно интересные уроки, на которых рождаются удивительные наскальные рисунки. Также люблю игровые технологии, со старшеклассниками мы проводим судебный процесс над Лжедмитрием, выборы в Государственную думу. Играя, учимся снимать рекламу, постигаем основы предпринимательства.

— Педагогов с такой фантазией надо привлекать к участию в профессиональных конкурсах. Пробовали когда-нибудь это делать?

— Как учитель я, конечно, принимаю участие в разных конкурсах и мероприятиях. Участвовала в проведении образовательной площадки «Лидеры в образовании», фестивале Geek Teachers Fest, представляла свои практики на городском фестивале «Методическая мозаика». Была победителем VII сезона Молодёжных профессиональных педагогических игр Красноярья. Также ещё являюсь и руководителем лицейского музея, в котором мы ведём активную исследовательскую деятельность, пишем научно-практические работы в рамках форума «Юниорье», конкурса «Моё Красноярье», становясь победителями и призёрами. В 2020-м принимали участие в краевом конкурсе-фестивале музеев и клубов патриотической направленности, войдя в число победителей. Тогда лицей получил в награду дубликат переходящего знамени 228 стрелковой дивизии, которое мы очень берегли, изучая его историю.

— А во Всероссийском конкурсе педагогов не рискнули попробовать свои силы?

Могла осуществиться такая попытка, но… В прошлом году мы с одной из учениц создали замечательный проект по биологии. Он мог стать одним из победителей в рамках Всероссийского научного конкурса «Первые шаги в науке». Мы получили приглашение прилететь в Москву на очный конкурс. Но, к сожалению, помешал материальный вопрос: приглашающая сторона отказалась оплачивать перелёт и проживание в столице. Пришлось отложить вылет, но мы не расстроились – уверена, впереди другие победы.

— У вас никогда не возникала мысль: зачем я стала учителем?

— Когда ты вкладываешь много сил и стараний в то, чтобы заинтересовать ребёнка на уроке, а этого не происходит, то приходится искать какие-то новые способы и методы. На определённом моменте сдают нервы и опускаются руки. Думаешь: «Может быть, я – плохой учитель? Зачем я пошла в эту профессию?» Однако в лицее очень дружный преподавательский коллектив, опытный методист, которые всегда помогут и поддержат. А когда в коридоре тебя встречают и обнимают малыши из начальной школы, говорят, что соскучились и очень ждут твоего урока, приходит осознание, что я точно не ошиблась с выбором профессионального пути.

Вспоминаю: когда я в юности поделилась с друзьями, что пойду в педагогический, они в один голос заявили: «Это с твоим спокойным характером? Ты и месяца в школе не продержишься!». Оказалось, что с приходом опыта меняется и характер. Так что школа воспитывает не только ученика, но и учителя…

Фото: Ольга Киселева

Автор