Строения, исчезнувшие с лица земли после пожаров 7 мая, по обещанию правительства Красноярского края должны были сдать к 15 августа. Но этого не произошло. Новая дата приёмки первой очереди жилья пока не названа, но это может произойти в середине сентября. Сельчане надеются на хорошую погоду, которая ускорит строительство.
Улица Трактовая
Свою поездку в эту бывшую казачью станицу мы начали с улицы поселения – Трактовой, откуда, согласно версии сельчан, и начался пожар от загоревшегося мусора.
Мы заметили работников, утеплявших снаружи один из домов, и спросили: «Кто хозяева будущего жилья?»
— Мы их не видели, поскольку работаем на этом доме со вчерашнего дня. На Трактовой восстановят четыре дома второй очереди, поэтому о дате сдачи её ещё и речи не ведётся. Рядом с этим будет стоять ещё один дом, ведётся подготовка к строительству и следующего – возводиться он будет по решению суда.
Проехав чуть дальше, увидели мужчину у фундамента своего будущего жилья. Он пояснил:
— Пока только привезли песок, но надежда на будущее появилась. Строители говорят, что ещё не подписан контракт на возведение второй очереди. Спасибо рабочему коллективу железной дороги, где я тружусь: временно предоставили нашей семье служебную квартиру в городе. Фамилию свою говорить не буду, а зовут меня Сергеем Александровичем. Работаю на путевой машинной станции железной дороги в Белом Яре. Люди мы с женой – сельские, беду пережили, но взяли себя в руки и начали решать проблемы. А во вторую очередь попали потому, что пришлось пройти через суд. В сгоревшем доме жили четверо, в том числе сестра жены, но она не была прописана. Чтобы восстановить права родственницы, пришлось подавать заявление в суд.
Подходит и его жена – Ольга:
— На этом месте стоял наш сгоревший дом. Держали скотину, всю потеряли, но две недели назад купили две коровы: жить-то на что-то надо. Муж своими руками построил для них хозяйственные постройки, где теперь их и держим. Не всё же на государство надеяться, нужно и самим шевелиться. Перебьёмся пока как-нибудь, не на поле голым остались…
— Как вы считаете, с чего начался пожар?
— На эту тему я вообще не хочу разговаривать, – сразу мрачнеет супруг. – Пусть виновного устанавливают те, кто этим должен заниматься. Однако мы точно знаем: виновника пожара до сих пор не нашли, хотя версий среди народа ходит много. Думаю, что разбираться в случившемся никто не будет, ведь за руку никого не поймали. Меня лично устроит, даже если получим крышу над головой к декабрю. Для нас главное видеть, что дело не стоит на одном месте.
Почему прокуратура сказала «стоп»?
На этой же улице наше внимание привлекло строящееся здание. Спросили у прохожего, где будущие хозяева и почему на объекте не ведутся работы? Он нехотя ответил, что возведение прекращено по решению прокуратуры. Нас заинтересовало: почему? Ответ мы узнали лишь по возвращении в Ачинск.
Оказалось, что в доме № 66 по улице Трактовой жил мужчина, он умер. По наследству жильё должно было перейти его сыну, тот пожил немного в доме, не оформив наследство, а затем уехал в Красноярск. Дом оставил на знакомого, при котором строение и сгорело. Всё это мы узнали от представителя сына в суде Александра Машинца, который помогает парню оформить наследство. Александр Александрович рассказал продолжение этой истории:
— После того как этот дом сгорел, приехал бульдозер и разровнял территорию. Спустя некоторое время выяснилось, что земельный участок, по словам главы Белоярского сельского Совета Артура Сабирова, разделили на два: улица Трактовая, 66 и Трактовая, 66 «А» – из одного большого получилось два маленьких. Второй участок почему-то оказался на месте сгоревшего дома, где началось строительство. Не знаю, каким образом, но весть о том, что дом возводится для Елены Ковалевской – сестры жены главы сельсовета Артура Сабирова, дошла до прокуратуры. Кто подписывал документы, я пока не знаю, однако предполагаю, что глава Ачинского района. Первый же участок остался в стороне и не застраивается. Чем завершится дело в суде, пока непонятно, но возведение дома до завершения разбирательства прокуратура приостановила.
Улица Школьная
После пожара газета «Город «А» организовала сбор материальной помощи погорельцам, имеющим детей, в которой принял участие и депутат ЗС края Владимир Чернышенко. В эту поездку в Белый Яр мы решили повстречаться с одной из адресатов нашей помощи – Ириной Тижовкиной. Её дом был расположенна улице Набережной, а временный приют семья нашла на Трактовой.
Ирина Николаевна, имеющая двух несовершеннолетних детей, на вопрос о том, как пережили беду, сказала коротко: «Живы». Сейчас дом для семьи строится на улице Школьной, вокруг – чистое поле. В помещении будет санузел, котёл отопления. Комнаты маленькие, однако строителей женщина хвалит. Считает, что сдать дом к 15 августа помешали дожди. Переживает лишь за то, что дочь, поступившая на учёбу в Ачинский техникум нефти и газа, не смогла получить общежитие, хотя и считается иногородней. Руководство учебного заведения ей отказало: как теперь несовершеннолетняя девочка будет ежедневно добираться до техникума и обратно? А ведь в учреждении в курсе, что семья пострадала при пожаре, и своего жилья пока нет…
Во время нашей беседы женщине позвонили строители с улицы Школьной: «Приезжайте, будем ставить двери в комнаты: выберите, какие…». Мы поехали туда вместе.
Первое, что бросилось в глаза: все дома на улице разные по квадратуре и степени готовности. Где-то ещё делают крыши, а где-то возле крыльца уже стоят ванны и унитазы. Привлёк внимание один из самых больших домов: зашли внутрь. А там – один длинный коридор, а по его сторонам – семь комнат. Выяснилось, что раньше в сгоревшем доме жила пожилая женщина, но у неё был прописан сын, имеющий семью, и другие родственники. Вот и получилось, что теперь вместе будут жить сразу несколько семей с детьми, как в общежитии.
Хозяйственных построек на строящейся территории почти нет. Их новосёлам придётся возводить самим. Забор обещают с одной стороны – от дороги. Многие сетуют, что котлы ставят, а постройки для хранения угля не предусмотрены. Но есть же пословица: «Дарёному коню в зубы не смотрят»…
Попытались всё же выяснить, когда намереваются сдать первую очередь из 23 домов. Нервный прораб выставил нас за дверь своего «штаба» с криком: «Вы же не Усс, почему мы должны вам об этом докладывать? Как успеем, так и сдадим! Видите, что вокруг творится?»
В этой суете и неразберихе мы повстречали одну спокойную пожилую женщину – Татьяну Батлакову: «Куда идёте?» – «Домой».
И она нам показала целых два своих дома вместо сгоревшего одного. Первый – отличная, почти достроенная студия. А второй – рядом крошечный, как игрушечный, который ей за короткий срок построил муж дочери. В нём, с самодельными половичками на полу, сейчас и живёт. Хорошо быть любимой тёщей у зятя!
И всё же когда теперь будут сданы первые 23 дома в Белом Яре и официально начнётся строительство следующих, пока не объявлено. А впереди – зима…
Тоже стоит почитать
Жить станем лучше, жить станем веселей: в администрации озвучили прогноз развития города до 2027 года
Билет в один конец
Диагноз не подтвердился: как ачинцы отстояли реконструкцию поликлиники № 3