26.04.2024

Париж – лагерь – Ачинск: как репрессированный москвич Георгий Авраменко стал для Ачинска незаменимым

Имя этого человека, данное ему при рождении, – Юрий, фамилия – Бислис. Сохранилась и информация о дате и месте рождения: 4 августа 1911 года, город Ромны Полтавской губернии. Однако в Ачинске его все знали как Георгия Авраменко.

Отец Юрия, военный лётчик Станислав Бислис, трагически погиб в авиакатастрофе. Мать, когда сыну исполнилось 6 лет, вышла замуж за Александра Авраменко, тоже военного, примкнувшего к большевикам. Он усыновил ребёнка, изменив при этом его имя, отчество и фамилию: так Юрий и стал Георгием Александровичем Авраменко.

Блестящие перспективы

В 1925 году Гоша окончил двухгодичную профтехническую школу и поступил на геологический факультет Киевского политехнического института. В 1930-1931 годах юноша уже учится в аспирантуре геологии АН УССР. После её окончания защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Палеолит Надпорожья». Затем – докторскую, став доктором исторических наук. Впереди – прекрасное будущее, блестящая карьера…

Поначалу так оно и было, но недолго. В 1934-м его, молодого учёного, в составе делегации СССР пригласили в Париж, принять участие в работе Всемирного конгресса по истории палеолита. На следующий год приняли научным сотрудником московского Института истории Академии Наук. Затем были публикации научных работ в отечественных журналах и за рубежом.

Всё оборвалось в одну ночь 1937 года, когда в квартиру семьи Авраменко пришли военные. Довольно обычное обвинение того времени: соучастие в подготовке мятежа против советской власти. Тогда учёному исполнилось только 26 лет. Следствие длилось два года, а о методах «выбивания» признаний все теперь знают. К тому времени у Георгия Александровича уже были жена и сын. Чтобы огородить их от судьбы родных «врага народа», Авраменко поступил как настоящий мужчина: отрёкся от родных и до конца своих дней не имел от них ни одной весточки. 21 июня 1939 года бывшему учёному объявили приговор: 18 лет лагерей, лишение всех званий и наград. От звонка до звонка: Чукотка, бухта Находка, Норильск. Лишь в декабре 1955 года его освободили. Получив разрешение на жительство, он приехал в наш город.

Стал ли ему родным Ачинск?

Спасибо тогдашнему директору Ачинского краеведческого музея Евгению Михайловичу Васецкому за то, что понял состояние бывшего заключённого из ГУЛАГа, ранее – учёного, а ныне – человека без кола и двора. Он взял его на работу сторожем, а потом – истопником. И лишь в мае 1956-го Георгий Александрович был переведён на должность научного сотрудника музея. Он до конца своей жизни так и остался учёным, его всегда тянуло к любимому делу – раскопкам. Следующая директор музея Любовь Алексеева всячески способствовала этой деятельности Авраменко, приносящей известность и славу нашему провинциальному музею.

Благодаря настойчивости Георгия Александровича и его знаниям в Причулымье были обнаружены места обитания древнего человека. Например, Ачинская палеолитическая стоянка, открытая именно Георгием Александровичем в 1960 году. Он самостоятельно провёл предварительные поверхностные исследования стоянки, сделал её геологическое описание и отправил эти документы археологам Новосибирской Академии наук. Ныне в Ачинском краеведческом музее хранится его личная переписка с профессором В. Е. Ларичевым. При подготовке материала я ознакомилась с ней: Ларичев обращается в письмах Авраменко на «Вы», советуется, как готовить экспедицию, и ставит ему условие: самому участвовать в раскопках. Вот несколько строк из одного из тех писем:

«Как же Вас угораздило заболеть, неугомонный Вы человек! Меня успокаивает лишь то, что Вы, как всегда, бодрый и не теряете присутствия духа. Молодцом, так держать и дальше! У меня просьба к Вам: не можете ли Вы посылкой через музей выслать Ваши последние сборы на стоянке? Они пригодятся мне при работе над отчётом по итогам раскопок».

И ещё – из следующего:

«Смета на Ачинский палеолитический отряд, наконец, подписана. Нам выделено на месяц три ставки. Выехать к Вам намереваюсь, если всё будет благополучно, в первых числах июля. Не возьмёте ли на себя труд найти повара? Какие у Вас есть предложения относительно организации раскопок в последующее время и разведок по долине Чулыма?»

И Георгий Александрович выполняет любое его поручение, даёт советы и принимает участие в экспедициях. В итоге – было обнаружено уникальное жильё первобытного человека, вошедшее в историю под названием «Дом из бивня мамонта». Вторая находка вообще вызвала фурор в мире учёных. Это был костяной жезл, который оказался одним из древнейших в мире лунно-солнечных календарей. Находку до сих пор называют Ачинским жезлом. О дальнейшей истории этого артефакта мы расскажем в следующем номере газеты.

В личной переписке Ларичев просто восторгается одержимостью Авраменко, что является неоспоримым доказательством того, насколько тот любил свою профессию и как много он сделал для Ачинска. И, конечно, не из-за денег: каков тогда был оклад научного сотрудника провинциального музея?

Благодаря раскопкам, инициированным этим человеком, наш город стал известен не только в нашей стране, но и за рубежом.

В последующие годы Георгий Александрович принимал участие в изучении Айдашинской пещеры и ачинских городищ. Кстати, в одном из писем Ларичеву он предполагал, что в северной части по берегам Чулыма в земле таятся несколько нераскопанных городищ, скрывающих много тайн. При этом Авраменко вёл переписку со многими ведущими археологами из больших городов и по их просьбам выезжал на раскопки под Минусинск и в Хакасию.

После реабилитации

В 1967 году Авраменко, наконец, получил долгожданный документ о своей реабилитации. Нынешние сотрудники музея вспоминают, что для него это стало большим стрессом. Он не кинулся искать сына, что-то ему объяснять, а остался в Ачинске.

Была ли у него в нашем городе личная жизнь? Да, как сказала об этом одна из наших современниц, был момент, когда «встретились два одиночества». Быт у Авраменко был не налажен, и однажды его увидела одна из местных жительниц – не очень грамотная, без образования, работала уборщицей, но добрейшей души человек. Выглядел новый знакомый тогда усталым и неухоженным. Она пожалела его, пригласив к себе домой, пообещав согреть воды для мытья и приготовить ужин. Георгий так и остался у неё. Рассказывают, что женщина просто боготворила его, а после смерти Авраменко долго ещё навещала коллектив музея, пытаясь узнать что-то новое о ставшем родным человеке.

Последней экспедицией для Авраменко стали раскопки у деревни Ефремкино Ширинского района. Тогда он был уже на пенсии, но дома не сиделось. Смерть его настигла прямо на раскопках, когда он держал в руках одну из находок. Это произошло летом 1974 года. Похоронен Георгий Александрович на городском кладбище Ачинска. Его имя даже внесено в «Википедию».

В этом году исполняется 135 лет Ачинскому краеведческому музею им. Д. С. Каргаполова. Уже изготовлена мемориальная доска, посвящённая Г. А. Авраменко, которая вскоре должна появиться на одной из стен этого исторического здания.

Фото: краеведческий музей им. Д. С. Каргаполова

Автор