25.04.2024

С точностью швейцарских часов: почему по грузовикам «Эко-Транспорта» можно сверять время?

Моё утро начинается не слишком рано: просыпаюсь около восьми, потому что торопиться на работу особо не надо – редакция расположена через дорогу. Уже привык к тому, что, когда чищу зубы и одновременно гляжу в окно, пытаясь определить состояние атмосферы, к нашему дому подъезжает мусоровоз и загружает контейнеры. Вне зависимости от погоды, машина всегда приходит в одно и то же время: что называется, тика в тику.

Меня всегда удивляло, как можно так безукоризненно соблюдать график. Ведь на маршруте мусоровоза может оказаться всё, что угодно: мешающая проезду легковушка или заклинивший шлагбаум. Да и техника – есть техника: в любое время может случиться поломка. А зимой, например, можно легко забуксовать в образовавшемся за ночь сугробе.

Чтобы разобраться в этом, я отправился на предприятие.

Как известно, за вывоз мусора в нашем городе отвечает «Эко-Транспорт» – региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Но, помимо Ачинска, предприятие обслуживает всю западную группу районов края. Чтобы обеспечить своевременный вывоз мусора на такой огромной территории, задействовано около 80 машин. Две трети из них – это мусоровозы с разными видами загрузки: боковой, задней и портальной (последние предназначены для загрузки контейнеров, где накапливаются крупногабаритные отходы). При этом автопарк предприятия постоянно обновляется.

— Только в этом году приобрели ещё три единицы спецтехники, – рассказывает руководитель Ачинской технологической зоны Сергей Лысенко. – Это два импортных грузовика SHACMAN на 25 кубометров и отечественный «КамАЗ» задней загрузки – ёмкостью 22 кубометра, но забрать и спрессовать он может более 160 «кубов».

— Способ сбора мусора как-то влияет на скорость? Ведь одних только контейнеров существует несколько разновидностей…

— Все мусоровозы с боковой загрузкой – универсальные: они могут работать с самыми разными видами контейнеров, поэтому на скорости работы это не сказывается, – говорит Сергей Игоревич. – Главное – чтобы не было препятствий. А вообще, вид контейнерного оборудования по закону должен согласовываться с региональным оператором. Потому что прогресс не стоит на месте, производители предлагают разные виды контейнеров. Если муниципалитет или частное лицо планирует приобрести контейнеры, то нужно обратиться к нам, мы посоветуем, что лучше выбрать.

А вот если говорить о мешковом способе сбора, то здесь, действительно, могут возникать проблемы. Например, в последнее время жители частного сектора почему-то начали оставлять мешки не у дороги, как положено, а у ограды. Раньше, когда такие случаи были единичными, региональный оператор шёл на уступки.

— Но теперь, когда это может привести к задержке маршрута, такой мусор не забираем, – продолжает Лысенко. – Однажды в Карловке был случай: наш сотрудник забрал мешок, стоящий у дома пожилой женщины-инвалида. Через некоторое время нашу машину догнал её сын, который, оказывается, привёз матери продукты и оставил у ворот. А ведь мы не можем проверять содержимое каждого мешка.

Ещё одна проблема частного сектора – жители пытаются заполнить мешок, что называется, под завязку. А нашим рабочим, согласно правилам охраны труда, не положено поднимать больше 7,5 килограмма.

— Давайте вернёмся в город – там причин для задержки рейса может быть ещё больше. Неоднократно видел, как к площадке подъезжает мусоровоз, а там стоит чей-то автомобиль. Ваш грузовик в таком случае разворачивается и уезжает…

— А по-другому – никак. Если где-то произойдёт задержка, это приведёт к серьёзным последствиям – проблема начнёт нарастать как снежный ком. Поэтому в договорах мы специально прописываем это условие: должен быть обеспечен беспрепятственный проезд к мусоросборочным камерам и контейнерам. Если возле площадки стоит чей-то автомобиль, мешающий проезду, наш водитель, конечно же, не будет разыскивать её водителя или вызывать ГИБДД. Максимум – остановится на две минуты, чтобы зафиксировать причину невывоза мусора. Потому что к следующей площадке он тоже должен подъехать в обозначенное время. Тут надо также понимать, что сотрудники управляющей компании тоже работают по графику. Уборщики не могут выкатить контейнер из камеры и сколько угодно дожидаться мусоровоза, потому что у них есть свой режим: в назначенное время к другому дому придёт другой автомобиль, и контейнер тоже должен его уже ждать.

Как отмечают в «Эко-Транспорте», чтобы все контейнеры были опустошены своевременно, на предприятии постоянно ведётся мониторинг ситуации. И начинается он с листка замечаний, который каждый водитель ведёт по своему маршруту. После смены эти листки собираются, анализируются, и к утру следующего дня специалисты «Эко-Транспорта» видят полную картину происходящего.

— К примеру, подъезжает машина к контейнеру МКС, а в нём – кирпичи или железобетонные конструкции, – объясняет Сергей Игоревич. – Строительные отходы не относятся к коммунальным: их собственники должны вывозить самостоятельно. Но что делать, если они уже смешаны с бытовым мусором? Приходится брать на себя и эту ответственность, ведь по своему опыту мы знаем, что уже через несколько часов контейнер окажется переполнен, и всё начнёт разлетаться по округе. Но и мусоровоз с задней загрузкой тоже не может забрать содержимое МКС с кирпичами и бетоном. Поэтому водитель делает соответствующую запись в листке замечаний, и на следующий день мы отправляем сюда другой тип спецтехники, которая забирает контейнер целиком и увозит на полигон.

Если же происходит поломка мусоровоза, или в силу каких-то причин он не может продолжать маршрут, ему на замену немедленно отправляется дежурный автомобиль.

— Недавно наш мусоровоз не по своей вине попал в ДТП, и из-за чего в графике произошёл сбой, – приводит пример Лысенко. – Задержка была небольшой, но даже за это время контейнеры успели переполниться. Именно поэтому мы не можем себе позволить даже хоть немного отклониться от графика.

Очень часто региональному оператору, хоть это и не его обязанность, приходится отвлекать технику на уборку площадок, которые жители превращают в несанкционированную свалку. В городе осталось несколько адресов, которые создают головную боль: на улицах Декабристов, Короленко, Комсомольской и Металлургов. Например, только с последнего адреса еженедельно вывозится порядка 80-90 кубометров. Причём коммунальных отходов там почти нет – в основном трава, ботва, ветки.

— Эти адреса пересекаются с частным сектором, – поясняет Сергей Игоревич. – А его жители почему-то привыкли вываливать мусор перед контейнером. Постепенно образуется несанкционированная свалка. Очевидно, что мусоровоз не может забрать отходы, разбросанные по земле, поэтому в нашей организации сформированы специальные комплексы: самосвал плюс погрузчик. Опять же: погрузчик тут нужен не фронтальный, с большим ковшом – в городских условиях это неудобно. Поэтому мы используем компактный, с челюстным захватом.

 — Сейчас вы назвали всего четыре самых проблемных участка, но ведь весной, когда жители частного сектора массово понесли кусты, ботву, ветки, такая проблема была во многих местах. Как вы справились с этой нагрузкой?

— Переполнение контейнеров, действительно, было экстремальным. С ситуацией справились только благодаря тому, что начали привлекать дополнительных водителей и выводить машины в ночное время. Сегодня я могу уверенно заявить, что со своей стороны сделали всё, чтобы не допустить мусорного коллапса на обслуживаемой территории.

Автор