Моё утро начинается не слишком рано: просыпаюсь около восьми, потому что торопиться на работу особо не надо – редакция расположена через дорогу. Уже привык к тому, что, когда чищу зубы и одновременно гляжу в окно, пытаясь определить состояние атмосферы, к нашему дому подъезжает мусоровоз и загружает контейнеры. Вне зависимости от погоды, машина всегда приходит в одно и то же время: что называется, тика в тику.
Меня всегда удивляло, как можно так безукоризненно соблюдать график. Ведь на маршруте мусоровоза может оказаться всё, что угодно: мешающая проезду легковушка или заклинивший шлагбаум. Да и техника – есть техника: в любое время может случиться поломка. А зимой, например, можно легко забуксовать в образовавшемся за ночь сугробе.
Чтобы разобраться в этом, я отправился на предприятие.
Как известно, за вывоз мусора в нашем городе отвечает «Эко-Транспорт» – региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Но, помимо Ачинска, предприятие обслуживает всю западную группу районов края. Чтобы обеспечить своевременный вывоз мусора на такой огромной территории, задействовано около 80 машин. Две трети из них – это мусоровозы с разными видами загрузки: боковой, задней и портальной (последние предназначены для загрузки контейнеров, где накапливаются крупногабаритные отходы). При этом автопарк предприятия постоянно обновляется.
— Только в этом году приобрели ещё три единицы спецтехники, – рассказывает руководитель Ачинской технологической зоны Сергей Лысенко. – Это два импортных грузовика SHACMAN на 25 кубометров и отечественный «КамАЗ» задней загрузки – ёмкостью 22 кубометра, но забрать и спрессовать он может более 160 «кубов».
— Способ сбора мусора как-то влияет на скорость? Ведь одних только контейнеров существует несколько разновидностей…
— Все мусоровозы с боковой загрузкой – универсальные: они могут работать с самыми разными видами контейнеров, поэтому на скорости работы это не сказывается, – говорит Сергей Игоревич. – Главное – чтобы не было препятствий. А вообще, вид контейнерного оборудования по закону должен согласовываться с региональным оператором. Потому что прогресс не стоит на месте, производители предлагают разные виды контейнеров. Если муниципалитет или частное лицо планирует приобрести контейнеры, то нужно обратиться к нам, мы посоветуем, что лучше выбрать.
А вот если говорить о мешковом способе сбора, то здесь, действительно, могут возникать проблемы. Например, в последнее время жители частного сектора почему-то начали оставлять мешки не у дороги, как положено, а у ограды. Раньше, когда такие случаи были единичными, региональный оператор шёл на уступки.
— Но теперь, когда это может привести к задержке маршрута, такой мусор не забираем, – продолжает Лысенко. – Однажды в Карловке был случай: наш сотрудник забрал мешок, стоящий у дома пожилой женщины-инвалида. Через некоторое время нашу машину догнал её сын, который, оказывается, привёз матери продукты и оставил у ворот. А ведь мы не можем проверять содержимое каждого мешка.
Ещё одна проблема частного сектора – жители пытаются заполнить мешок, что называется, под завязку. А нашим рабочим, согласно правилам охраны труда, не положено поднимать больше 7,5 килограмма.
— Давайте вернёмся в город – там причин для задержки рейса может быть ещё больше. Неоднократно видел, как к площадке подъезжает мусоровоз, а там стоит чей-то автомобиль. Ваш грузовик в таком случае разворачивается и уезжает…
— А по-другому – никак. Если где-то произойдёт задержка, это приведёт к серьёзным последствиям – проблема начнёт нарастать как снежный ком. Поэтому в договорах мы специально прописываем это условие: должен быть обеспечен беспрепятственный проезд к мусоросборочным камерам и контейнерам. Если возле площадки стоит чей-то автомобиль, мешающий проезду, наш водитель, конечно же, не будет разыскивать её водителя или вызывать ГИБДД. Максимум – остановится на две минуты, чтобы зафиксировать причину невывоза мусора. Потому что к следующей площадке он тоже должен подъехать в обозначенное время. Тут надо также понимать, что сотрудники управляющей компании тоже работают по графику. Уборщики не могут выкатить контейнер из камеры и сколько угодно дожидаться мусоровоза, потому что у них есть свой режим: в назначенное время к другому дому придёт другой автомобиль, и контейнер тоже должен его уже ждать.
Как отмечают в «Эко-Транспорте», чтобы все контейнеры были опустошены своевременно, на предприятии постоянно ведётся мониторинг ситуации. И начинается он с листка замечаний, который каждый водитель ведёт по своему маршруту. После смены эти листки собираются, анализируются, и к утру следующего дня специалисты «Эко-Транспорта» видят полную картину происходящего.
— К примеру, подъезжает машина к контейнеру МКС, а в нём – кирпичи или железобетонные конструкции, – объясняет Сергей Игоревич. – Строительные отходы не относятся к коммунальным: их собственники должны вывозить самостоятельно. Но что делать, если они уже смешаны с бытовым мусором? Приходится брать на себя и эту ответственность, ведь по своему опыту мы знаем, что уже через несколько часов контейнер окажется переполнен, и всё начнёт разлетаться по округе. Но и мусоровоз с задней загрузкой тоже не может забрать содержимое МКС с кирпичами и бетоном. Поэтому водитель делает соответствующую запись в листке замечаний, и на следующий день мы отправляем сюда другой тип спецтехники, которая забирает контейнер целиком и увозит на полигон.
Если же происходит поломка мусоровоза, или в силу каких-то причин он не может продолжать маршрут, ему на замену немедленно отправляется дежурный автомобиль.
— Недавно наш мусоровоз не по своей вине попал в ДТП, и из-за чего в графике произошёл сбой, – приводит пример Лысенко. – Задержка была небольшой, но даже за это время контейнеры успели переполниться. Именно поэтому мы не можем себе позволить даже хоть немного отклониться от графика.
Очень часто региональному оператору, хоть это и не его обязанность, приходится отвлекать технику на уборку площадок, которые жители превращают в несанкционированную свалку. В городе осталось несколько адресов, которые создают головную боль: на улицах Декабристов, Короленко, Комсомольской и Металлургов. Например, только с последнего адреса еженедельно вывозится порядка 80-90 кубометров. Причём коммунальных отходов там почти нет – в основном трава, ботва, ветки.
— Эти адреса пересекаются с частным сектором, – поясняет Сергей Игоревич. – А его жители почему-то привыкли вываливать мусор перед контейнером. Постепенно образуется несанкционированная свалка. Очевидно, что мусоровоз не может забрать отходы, разбросанные по земле, поэтому в нашей организации сформированы специальные комплексы: самосвал плюс погрузчик. Опять же: погрузчик тут нужен не фронтальный, с большим ковшом – в городских условиях это неудобно. Поэтому мы используем компактный, с челюстным захватом.
— Сейчас вы назвали всего четыре самых проблемных участка, но ведь весной, когда жители частного сектора массово понесли кусты, ботву, ветки, такая проблема была во многих местах. Как вы справились с этой нагрузкой?
— Переполнение контейнеров, действительно, было экстремальным. С ситуацией справились только благодаря тому, что начали привлекать дополнительных водителей и выводить машины в ночное время. Сегодня я могу уверенно заявить, что со своей стороны сделали всё, чтобы не допустить мусорного коллапса на обслуживаемой территории.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены