20.04.2024

Торговый путь с кандальным звоном: ачинская история Сибирского тракта

Во время подготовки номера, посвящённого дню рождения Ачинска, мы обратили внимание вот на какую историческую несправедливость: в летописи как-то не очень чётко отражена эпоха, когда через город проходил Сибирский тракт. И кто знает, каким бы он был сегодня, если бы не дорога, которую начали строить более двух с половиной веков назад?

В 1689 году вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центр России с восточными окраинами. Предполагалось, что новая дорога будет способствовать не только развитию торговли, но и освоению Сибири.

Строительство тракта, к которому привлекали в основном местных крестьян, началось только в 1730-м. По законам того времени, пятая часть жителей деревень «рабочего возраста» должна была один месяц в году посвятить строительству и ремонту дорог и мостов.

Сибирский тракт был разделён верстовыми столбами. При Екатерине II их делали из камня, в стиле барокко, увенчанными флюгерами в виде лошади. Но чем дальше дорога шла на восток, тем более дешёвыми становились столбы: в Сибири они уже были деревянными, с нарисованными чёрно-белыми полосами для лучшей видимости.

Фотография из коллекции Глухова Николая Александровича

Изначально тракт проходил мимо Ачинска, гораздо севернее: через Енисейск. Лишь к началу XIX века путь решили спрямить: одним из узловых пунктов стал Ачинск. К тому времени он уже начал превращаться из опорного военного пункта в городское поселение. Известно, что в 1790 году в Ачинске проживали 854 человека, а в 1823 году он определён как окружной город вновь организованной Енисейской губернии. К этому времени в нём насчитывается уже более 250 домов.

Безусловно, Сибирский тракт стал главным фактором, стимулирующим развитие экономики города. По Ачинску проезжали не только купцы, но и различные служилые люди, почтовые курьеры и, конечно, шли каторжники.

Точной информации, как именно Сибирский тракт пролегал по Ачинску, нет. Но многие историки сходятся на предположении, что с запада он начинался примерно в том месте, где сейчас находится понтонная переправа. Далее выходил на улицу Ленина, поворачивал на Дзержинского и шёл в гору, на Красноярск.

Таким был Ачинск во времена Сибирского тракта

Но есть и те, кто считает, что переправа была в другом месте – примерно там, где улица Назарова пересекает улицу Ленина и спускается к Чулыму. Ведь раньше на этом месте находилась улица под названием Пристанская – скорее всего, с неё и переправлялись на другой берег Чулыма. Но мы допускаем, что в разные годы паром мог находиться в разных местах.

Сборы за перевоз грузов через Чулым были одним из основных источников дохода Ачинска. Например, в 1807 году собрали 843 рубля – это примерно половина городской казны. Брали по пять копеек с воза. Для понимания: например, пуд (примерно 16 кг) пшеничной муки стоил 30-40 копеек.

К середине XIX века Ачинск получал доходы не столько от собственной торговли, сколько от транзитной: 83% бюджета составляли налоги за провоз товаров через город.

Провоз груза обходился купцам недёшево: например, в 1890 году на Томско-Ачинском участке стоимость составляла 1/5 копейки с одного воза и версты. В случае неоплаты или отсутствия квитанций взыскивалась сумма за всё расстояние в трёхкратном размере. Все деньги шли на ремонт дороги, но их никогда не хватало при наших-то расстояниях.

Если говорить об объёмах перевозимых грузов, то динамика такова: если в начале XIX века через Ачинск ежегодно провозили 10 тысяч пудов, то к концу века – уже до 4,5 млн. Например, зимой 1886-1887 года одного только чая через город провезли 110 тысяч возов.

Как свидетельствуют историки, ачинцы держали на тракте постоялые дворы, заезжие и дома для путников, едущих в обоих направлениях. На сегодняшний день в городе сохранилось единственное здание, которое непосредственно входило в «инфраструктуру» Сибирского тракта: это дом № 48 на улице Ленина. Двухэтажная шестистенка построена из брёвен, без единого гвоздя. Сейчас здесь живут люди, а в XVIII-XIX веках улица, на которой он расположен, так и называлась: Притрактовая. Здесь заносились в журналы фамилии и звания всех путников: и богатых купцов, и партий каторжан, пешком направлявшихся в ссылку. С 1826-го по 1828 год через Ачинск прошла большая часть декабристов.

Этот дом помнит каждого путника Сибирского тракта

Скорость движения по тракту была регламентирована: в летнее и зимнее время – 10 вёрст в час, осенью и весной – 8 вёрст. Но, конечно, мало на каком участке можно было так разогнаться. О Сибирском тракте писатель и общественный деятель Николай Ядринцев в 1880-х гг. писал так: «Состояние дорог в Западной Сибири крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид… пашни, изрезанной продольными бороздами… приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону… Станцию вёрст в 30 приходится ехать часов 7-8».

А вот так изящно писала об Ачинске в 1883 году выходившая в Томске «Сибирская газета»: «С внешней стороны не блещет пышностью – две церкви, четыре магазина, кладовые казначейства, пороховой погреб, два-три товарных склада – вот и всё, что в нём каменного. Из деревянных же, кроме трёх-четырёх десятков домов, все остальные принадлежат к архитектурному стилю, который носит название «хибарки».

Но к 1890 году Ачинск представляет собой уже довольно крупный город. В нём проживают около 7 тысяч человек, работают 90 торговых лавок, несколько заводов.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали. Для Ачинска это стало новым этапом развития: город, когда-то являвшийся одним из этапов Сибирского тракта, превратился в один из важнейших железнодорожных узлов страны. Но это уже, как говорится, совсем другая история…

Автор