Итогам трёх лет реализации так называемой «мусорной» реформы было посвящено прошедшее в городе совещание, инициатором которого выступил председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Павел Гудовский. В нём приняли участие представители западных территорий края, а также руководство «Эко-Транспорта» – регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Сначала дали высказаться руководителям территорий. Как выяснилось, этой весной у муниципалитетов была одна общая беда. Вот сигнал из Боготола: «Идёт переполнение мусоросборочных площадок, к нам ежедневно поступают жалобы населения». Их сосед, Боготольский район, сообщает: «Проблемы с вывозом мусора возникали в апреле, после проведения субботников». Участники совещания из Назарово: «Люди в последнее время сильно жалуются на переполненность площадок». Им вторят из Ужура: «Действительно, захламлённость возросла: люди несут ветки, листву, золу, а сейчас ещё и трава пойдёт. Работает административная комиссия, штрафует людей, но…».
Елена Григорченко, заместитель генерального директора «Эко-Транспорта», признаёт, что в апреле-мае действительно отмечался рост количества жалоб на переполненность мусорных контейнеров – и это несмотря на то, что объём вывоза мусора и так вырос в три раза. Одна из причин – в связи с пожароопасной обстановкой жителям строго-настрого запретили сжигать отходы растительного происхождения у себя на территории, и люди потащили его на мусоросборочные площадки. Ветки, сухая трава, листва, строительный мусор – этим забиваются контейнеры, в результате для коммунальных отходов места уже не остаётся.
Другой представитель регоператора акцентировал внимание на ещё одной проблеме: недавно законодатели категорически запретили применять для благоустройства использованные автомобильные шины. Многие учреждения, грешившие клумбами, а то и детскими игровыми комплексами из старых покрышек, начали экстренно от них избавляться, чтобы не нарваться на крупный штраф. Куда они их стали тащить? Правильно: тоже в мусорные контейнеры, хотя они для этого совсем не предназначены.
Козульский район поднял не менее острую тему:несанкционированные свалки. Кто их должен убирать?
— Что тут определяться: чья земля, тот и убирает, – прокомментировал Гудовский. – Закон возлагает ответственность за уборку несанкционированных свалок именно на собственника земельного участка. У вас в чём вопрос: вы не можете найти денег на уборку или виновных в создании свалок?
— В этом-то и проблема: не можем установить виновных, – ответил представитель Козульского района.
— Это и в самом деле большая проблема, – согласился Гудовский. – Некоторые районы активно взаимодействуют с полицией, привлекают общественников, устраивают рейды…
Александр Машинец, общественный экологический инспектор из Ачинского района, поддержал тему:
— Действительно, всё-таки основная проблема на сегодняшний день – это несанкционированные свалки, которые не убираются годами. По закону их должен выявлять региональный оператор и уведомлять муниципальное образование. Если в течение двух месяцев ничего не происходит, «Эко-Транспорт» обязан её вывезти и выставить счёт муниципалитету.
Елена Григорченко прокомментировала сложившуюся ситуацию с юридической точки зрения:
— На деньги, выделенные минэкологии ещё в 2018 году, практически во всех сельсоветах были построены площадки для временного накопления отходов – они постепенно и превратились в несанкционированные свалки. Потому что с региональным оператором никто не заключал договоры на обслуживание этих площадок, и в территориальную схему они не входят. Данные площадки должен обслуживать Ачинский район. В прошлом году по договорённости мы их вывезли, но оплату не получили, и сейчас Арбитражный суд рассматривает дело о взыскании наших расходов. Считаю, что после того, как площадки были очищены, нужно было сразу перекрыть к ним доступ. А раз не перекрыли, теперь там то же самое: шины, трупы животных, старое сено, ветки…
Но район – это район: там своя специфика. Снова вернулись к причинам переполненности городских контейнеров и состояния мусоросборочных площадок. Свою версию выдвинул Эдуард Мишхожев,главный инженер по охране окружающей среды Центра обеспечения жизнедеятельности Ачинска. По его словам, площадки, которые обслуживают жителей многоквартирных домов, находятся в удовлетворительном состоянии – с этим проблем, в принципе, нет. А вот если говорить о частном секторе, то прежде всего нужно обратить внимание на реальное количество образуемых ТКО.
— Норма накопления – 0,7 кубометра на человека, а фактически этот лимит превышается многократно, – отметил Эдуард Хажмусович. – Плюс людям трудно объяснить, что к ТКО не относятся прошлогодняя трава, ветки и так далее. Региональный оператор, подъезжая к площадке, видит, что это не коммунальные отходы – соответственно, постепенно образуется несанкционированная свалка. Её приходится вывозить за счёт бюджета. Можно было бы увеличить жителям частного сектора нормы накопления, но это приведёт к увеличению тарифа, а значит, чревато социальным взрывом.
— Вы совершенно справедливо подняли эту тему, – поддержала его Елена Григорченко. – В частном секторе реальные объёмы отходов в разы отличаются от городских. Кроме того, в Ачинской технологической зоне – самый минимальный тариф по всему Красноярскому краю. Мы и так всеми силами стараемся не напрягать социальную обстановку.
Павел Гудовский что-то записал у себя в блокноте. Хоть Гражданская ассамблея – это скорее общественный орган, но есть надежда, что с её помощью проблему удастся донести до «верхов». Потому что всем уже очевидно: сама по себе мусорная реформа очень нуждается в доработках.
Тоже стоит почитать
Жить станем лучше, жить станем веселей: в администрации озвучили прогноз развития города до 2027 года
Билет в один конец
Диагноз не подтвердился: как ачинцы отстояли реконструкцию поликлиники № 3