25.04.2024

Катись отсюда: в России пока не определили, электросамокаты – транспортное средство или пешеход?

Несколько дней назад в Ачинске в центре города мужчина, управлявший электросамокатом, сбил пожилую женщину.

«ОН ДОЛЖЕН ПОНЕСТИ НАКАЗАНИЕ!»

Мы с мамой должны были встретиться возле торгового центра «Причулымье». Подхожу, а её за руки поднимают прохожие, из головы течёт кровь: сбил мужчина на электросамокате. Маму увезли на скорой, наложили несколько швов, – вспоминает происшествие Ольга, дочь 75-летней Розы Васильевны Сорокиной. – Мужчина был пьян: от него за километр несло перегаром, что подтвердили даже прохожие, которые оказывали маме помощь. Он не раскаивался в том, что произошло, заявив: «Мне всё равно ничего не будет». Я осталась ждать полицию, а он уехал, оставив номер телефона. Правоохранители прибыли минут через 40, я передала им данные о водителе самоката.

На следующий день, по словам Ольги, её с мамой вызвал к себе участковый: взял объяснения. Мужчину, как сообщил страж порядка, на медицинское освидетельствование не возили – лишь взяли письменное объяснение.

— Спрашиваю у участкового, что нам теперь делать? Я не хочу это так оставлять, ведь человек должен понести наказание. А если завтра он ещё кого-нибудь собьёт: пенсионера или ребёнка? У мамы после ДТП уже несколько дней скачет давление, она плохо себя чувствует.., – говорит Ольга. – Участковый сказал, что соберёт все материалы, и с ними можно будет идти в суд. Но разве в этом не должна разбираться полиция?

МОПЕД ИЛИ ВЕЛОСИПЕД?

В последнее время электросамокаты заполонили все крупные города России: ноу-хау современности добралось и до Ачинска, хоть и не в таком масштабе, как в мегаполисах. Любителей стальных коней у нас в городе не смущает даже отсутствие ровных поверхностей. Носятся на них, в основном, по тротуарам. И если в больших городах чудо-техника используется в большинстве случаев как средство передвижения из пункта А в пункт В – люди добираются на самокатах до работы, по делам, в библиотеку, то у нас двухколёсный транспорт – больше про развлечения.

А между тем происшествий с участием электросамокатов в России с каждым годом становится всё больше. По данным ГИБДД, за прошлый год в РФ случилась 331 авария с самокатами: погибло шесть и ранено 347 человек. И это только те происшествия, в которых задействованы автомобили. Статистика ЧП, произошедших в пешеходных зонах, как в описанной выше ситуации – не ведётся.

Особенно активно обсуждение этой темы началось после громкого происшествия с 31-летним танцором Мариинского театра Давидом Залеевым.Он ехал на электросамокате по тротуару, пытаясь проехать между пешеходами. Во время обгона задел одного из них, упал и ударился головой об асфальт. По неподтверждённой информации, артист управлял самокатом в нетрезвом состоянии. После ДТП мужчину госпитализировали в больницу и провели трепанацию черепа. После этого Залеев какое-то время находился в состоянии медикаментозной комы под аппаратом ИВЛ.

Разговоры о том, чтобы как-то обуздать любителей быстрой езды на электросамокатах, ведутся не первый год. Однако дело до сих пор не сдвинулось с мёртвой точки. Правоохранители, разбирающиеся в наездах электросамокатчиков на пешеходов, до сих пор пользуются правилами ПДД, принятыми в далёких 90-х, когда о такой чудо-технике и в помине не слышали. По сей день это ноу-хау современности приравнивают к пешеходам. Хотя многие эксперты давно говорят о том, чтобы приравнять электросамокаты к мопедам, так как они наиболее близки к ним по характеристикам.

НОВЫЕ ПРАВИЛА?

Больше года Министерство транспорта РФ разрабатывает поправки в Правила дорожного движения, касающиеся езды на электросамокатах. В ведомстве предлагают внести новое понятие – «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) и отнести к ним: роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства, за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Вот некоторые нововведения, которые предлагает Минтранс:

— ездить водители СИМ должны по велоcипедным и велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии (то есть на 99,9% территории России) – по тротуарам и пешеходным дорожкам;

— пешеходы имеют приоритет перед владельцами СИМ;

— в случаях «совмещённого движения с пешеходами» скорость СИМ не должна превышать 20 км/ч;

— если СИМ создаёт людям помехи, его владелец должен спешиться или ехать со скоростью пешеходов;

— выезд электрических СИМ на проезжую часть возможен только в случае, если рядом нет ни тротуара, ни пешеходной дорожки, а на дороге установлено ограничение скорости не выше 60 км/ч;

— в темноте ездить на СИМ разрешено только с фонарём (можно держать его в руках).

Правда, от обсуждений до конкретных действий, а именно – внесения поправок в действующие правила ПДД – дело пока не дошло…

МНЕНИЕ

Максим Таранюк, начальник Госавтоинспекции Ачинска:

— Пока изменения в Правила дорожного движения не приняты, мы отталкиваемся от мощности электросамокатов. Если она не достигает 250 Вт, средство передвижения приравнивается к пешеходам, не имеющим права передвигаться по проезжей части. Если мощность превышает – к транспорту, а значит, водитель должен использовать шлем и иметь водительское удостоверение. Но насколько я знаю, большинство фирм, оказывающих услуги по прокату самокатов, придерживаются этой границы – до 250 Вт. Кстати, в отличие от Красноярска, где в прошлом году активно боролись с проблемой электросамокатов, в Ачинске – ситуация достаточно спокойная. Случай, произошедший 24 мая возле торгового центра – чуть ли не единственный за последние несколько лет. Сотрудники ОГИБДД проводили по данному факту проверку, предприниматели представляли документы, указывающие, что мощность электросамоката не превышала допустимые 250 Вт. Из этого следует, что произошедшее не является ДТП. Пострадавшая сторона, чтобы взыскать ущерб, может обратиться в суд в рамках гражданского иска.

Автор