20.04.2024

«ЛизаАлерт»: кто и как ищет потерявшихся людей?

«ЛизаАлерт» – добровольческий поисково-спасательный отряд, существующий с октября 2010 года. Четырёхлетняя Лиза Фомкина вместе с тётей заблудилась в лесу. Масштабные поиски с большим количеством волонтёров начались слишком поздно: ребёнок погиб. Тогда добровольцы, которые больше недели искали Лизу в лесу, решили, что дети не должны погибать из-за промедления взрослых. Трагедия объединила неравнодушных людей по всей стране, которые основали отряд и назвали его именем Лизы.

Красноярскому «ЛизаАлерт» три года. В Ачинске волонтёры занимаются поисками без вести пропавших около года. Сейчас в активе поисково-спасательного отряда пять человек, которые готовы сорваться на поиск в любую минуту.

С двумя из них, Дмитрием Шабоха и его супругой Светланой, мы встретились в редакции в конце прошлой недели и поговорили о том, насколько актуально такое движение в Ачинске, что привело в отряд лично их и сколько человек уже удалось спасти.

— Светлана, недавно ты выставила пост в социальных сетях о пропаже человека. При этом само исчезновение произошло двумя днями ранее. Почему случилось такое промедление?

— Время появления поста связано с датой, когда в «ЛизаАлерт» обратились за помощью. Почему-то до сих пор бытует ошибочное мнение, что полиция принимает заявление о пропаже человека на третьи сутки. Так вот, если у вас пропал близкий, ждать не нужно. Чем раньше вы попросите помощи, тем больше шансов найти человека живым. Особенно, если пропал ребёнок или пожилой человек, или это случилось в лесу. Не вернулись ваши грибники в положенное время, звоните в полицию, 112 или на горячую линию отряда «ЛизаАлерт». Мы, когда обращаются сразу к нам, обязательно отправляем людей в полицию. Мы беремся за поиск только после того, как будет написано заявление. При этом не участвуем в поисках, которые связаны с криминальными событиями или долгами, семейными разборками, когда родители делят детей, не работаем над старыми поисками – для этого есть «Жди меня».

— А как чаще всего люди выходят на «ЛизаАлерт»?

Светлана:

— Отряд работает уже 10 лет и хорошо известен в России. Часто сами же полицейские и направляют родственников пропавших к нам. Многие узнают об отряде из социальных сетей, из материалов в СМИ. Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» тоже добавил известности отряду.

— Насколько я знаю, в отряде существует строгое разделение обязанностей. Какие выполняете вы?

Светлана:

Я инфорг. Моя работа – полное информационное сопровождение поиска от сбора информации о пропавшем человеке до общения с его друзьями, координация действий с полицией и спецслужбами, в некоторых случаях прозвон больниц и моргов. Инфорг начинает работу самым первым, ещё до того, как группы поисковиков готовятся к выезду. Часть поисков закрывается на этом этапе, потому что пропавшего находят в больнице – просто он был без документов или назвал фамилию с ошибкой. Если так найти человека не удалось, инфорг формирует выездные группы, заказывает карты, составляет ориентировки, которые вы потом видите в социальных сетях, ставит задачи группам. Кроме того, инфорг отвечает за каждого поисковика: когда поиск закончен и доброволец добирается до дома, он всегда сообщает инфоргу поиска, что вернулся в семью живым и здоровым.

Дмитрий:

— В «ЛизаАлерт» существует отдельное направление «Лес на связи», работу которого координируют уникальные специалисты. Их около двух десятков, и они живут в разных городах. Эти сверхлюди могут вывести человека из самой глухой чащи по телефону. Даже того, кто находится в панике. Это звучит, как фантастика. Но это реально работает. У нас десятки спасённых таким образом людей. Поэтому мы всегда советуем брать с собой максимально заряженный телефон, дополнительную батарею, а родственников просим перестать звонить заблудившемуся в лесу человеку – важно сохранить связь. Если сядет телефон, то придётся собирать активный поиск с большим количеством людей и техники. Это время и силы. Вот я, как раз, такой активный поисковик, который выезжает в лес и участвует в городских поисках.

— Что вас привело в «ЛизаАлерт»?

Дмитрий:

— В отряде каждый находит что-то для себя. Одни через движение реализуют себя, другие просто не мыслят жизни без волонтёрства в принципе. Я давно следил за деятельностью отряда в соцсетях: мне было любопытно, как у них всё утроено, как проходят поиски. Также из интереса во время набора новичков я отправился на полевые сборы. Понравилось – остался…

Светлана:

— Я некоторое время просто наблюдала за мужем. Потом стало интересно самой. Проводилась очередная лекция для новичков, и я поехала.

— Помните свои первые поиски?

 Светлана:

В отряд позвонил мужчина: неделю назад у него пропал брат. Мы сразу подключились к поискам: собрали всю информацию, разослали ориентировку по социальным сетям, выполнили подворовый обход, поговорили со знакомыми пропавшего. К сожалению, найти мужчину живым не удалось.

Дмитрий:

— Я ни разу не слышал, чтобы люди терялись в незнакомых местах. Как правило, грибники теряют ориентацию в пространстве в давно знакомом лесу, где они знали каждую тропинку. Впервые на поиск я выезжал в деревню Крючково Сухобузимского района. Тогда пропал пожилой мужчина по дороге на электричку. Тёмная местность, лес. Первая группа поехала из Красноярска, мы выехали вторым составом, сменили коллег и приступили к поискам около обеда. Работали вместе с полицией, МЧС. Пропавшего как раз «вели» специалисты «Леса на связи». Часа через три человека нашли: мужчина вышел на отклик.

 — Наверное, искать детей морально сложнее?

Светлана:

Переживаешь за всех пропавших, но дети – это, конечно, особая категория. В конце мая нынешнего года в одной из деревень школьница вместе с младшей сестрой ушла встречать коров и не вернулась. Вторая девочка пришла домой. Были развёрнуты масштабные поиски. Искали все – спасатели, полицейские, местные жители. «ЛизаАлерт» также присоединился к поискам. Прочёсывали лес, опрашивали людей соседних населённых пунктов. Спустя сутки девочку нашли мёртвой. Такие истории потом долго не отпускают, их невозможно не принимать близко к сердцу.

— Переживали эту ситуацию или уже научились справляться с эмоциями?

 Дмитрий:

— Труднее было бы осознавать, если бы мы могли спасти девочку, но не спасли. К сожалению, наши поиски изначально не могли завершиться успешно – ребёнок погиб, и мы уже не в силах были что-либо изменить.

— Трудно совмещать работу в отряде с основной занятостью?

Дмитрий:

— У меня обычный рабочий день, пятидневка. Но всё дело в том, что большинство поисков как раз приходится на выходные: люди разъезжаются по дачам, отправляются в лес за грибами и так далее. Тем более, что у нас, так сказать, свободное посещение. Когда формируют бригады для поиска, кто может поехать – отписывается в общей группе. В дальнейшем из них инфорги формируют экипажи.

— На что живёт отряд?

Светлана:

— Волонтёры вкладывают свои средства – сами покупают обмундирование, средства связи. Но у «ЛизаАлерт» есть спонсоры, которые много лет помогают отряду и дарят оборудование, технику для ведения лесных поисков. Люди, которым помог отряд, тоже часто в качестве благодарности приносят фонари и компасы или ещё что-то нужное. Обычные горожане делятся бензином для выездов – такая возможность есть на автозаправках федеральных сетей. При этом «ЛизаАлерт» никогда не принимает финансовую помощь: только то, что нужно для поиска – бумага, скотч, ножницы – даже вода и пирожки, которую принесут в штаб поиска, будет неоценимой помощью. Типографии часто идут нам навстречу и печатают цветные ориентировки и карты бесплатно. Когда в Ачинске искали пропавшего, нам напечатали ориентировки среди ночи сотрудники фирмы «ТехникаСервис», за что им огромная благодарность.

— Деятельность отряда всегда связана с печальными и даже трагическими событиями?

Светлана:

— Нас учат бороться с эмоциями, но каждый случай – это чья-то боль, и ты просто не можешь не переживать, не сочувствовать. Хотя на самом деле этого быть не должно. Ведь тогда ты сможешь лучше помочь людям, от тебя будет больше пользы. Пока я этим умением в совершенстве не обладаю.

СПРАВКА

В 2012 волонтёры «ЛазаАлерт» отработали 692 заявки о пропаже людей. В 2015-м – 5 104. По состоянию на август 2020 года в отряд обратилось уже 16 333 человека.

ВАЖНО!

Бесплатная круглосуточная горячая линия «ЛизаАлерт» 8-800-700-54-52.

СПРАВКА

Только в июле 2020 года силами полиции, МЧС и волонтёров отряда «ЛизаАлерт» был найден 3 041 человек. В 246-ти случаях поиски прекращены с формулировкой «Найден. Погиб».


Фото представлены Светланой Шабоха

Автор